Опыт использования на уроках интерактивных методов работы. Находки и проблемы.

01.01.2017

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается приемам опосредованного педагогического воздействия: происходит отказ от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности, вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через разнообразную творческую деятельность, создание воспитывающих ситуаций.Такой способ взаимодействия педагога с обучающимися называется интерактивным.

Слайд № 2- Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогического взаимодействия:

- полилог (многоголосие – греч.) –это возможность каждого участника иметь свою точку зрения по любой рассматриваемой проблеме; Любая точка зрения имеет право на существование. - диалог предполагает восприятие участниками себя как равных партнёров, субъектов взаимодействия.

 - мыследеятельность – организация интенсивной мыслительной деятельности педагога и учащихся. Не трансляция в сознание учащихся готовых знаний, а организация их самостоятельной познавательной деятельности.

 - смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений по обсуждаемой проблеме, обмен смыслами, соотношение индивидуальных смыслов с другими смыслами.

 - свобода выбора – сознательное регулирование и активизация своего поведения.

 -ситуации успеха – целенаправленное создание педагогом комплекса внешних условий, способствующих получению учащимися удовлетворения, проявлению положительных эмоций. Успех рассматривается как мотив к саморазвитию.

Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа параграфа. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины.

Таким образом, основы методики организации интерактивного обучения включают следующие положения:

  нахождение проблемной формулировки темы занятия;

  организация учебного пространства, располагающего к диалогу;

  мотивационная готовность учащихся и педагога к совместным усилиям в процессе познания;

  создание специальных ситуаций, побуждающих школьников к интеграции усилий для решения поставленной задачи;

  выработка и принятие правил учебного сотрудничества для школьников и педагога;

  использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т.д.;

  оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;

  развитие общегрупповых и межличностных навыков анализа и самоанализа.

В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие: Слайд № 3,4,5,6

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

8. Работа с документами (а также в ней).

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем, в том числе

9.2. Проектный метод.

9.3 Шкала мнений.

9.4. Дискуссия.

9.5. Дебаты.

10. Разрешение проблем, в том числе

10.1. Мозговой штурм.

10.2. Дерево решений.

10.3. Переговоры  

Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем, меняется лишь содержание.

Я хотела бы рассказать о применении некоторых из этих методов на уроках ОРКиСЭ.

1. Творческие задания.

Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое) придает смысл обучению, мотивирует учащихся.

Творческое задание должно отвечать следующим критериям

- не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

- является практическим и полезным для учащихся;

- связано с жизнью учащихся;

- вызывает интерес у учащихся;

- максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

2. Работа в малых группах.

Работа в малых группах- это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один - вдвоем - все вместе» для быстрого взаимодействия.Хочу такой сайт

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил:

отсутствие принуждения;

продуманная система поощрений и порицаний;

организационная и содержательная поддержка со стороны учителя;

четкий инструктаж;

владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10—15 минут.

 

Сохранение стабильного состава группы в течение достаточного долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы позволяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.

Распределить роли внутри группы. При работе в малой группе учащиеся могут выполнять следующие роли: (Слайд № 7).

- фасилитатор(посредник - организатор деятельности группы);

- регистратор (записывает результаты работы);

- докладчик (докладывает результаты работы группы всему классу);

- журналист (задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание, например те вопросы, которые могла бы задать другая сторона в дискуссии или в судебном слушании);

- активный слушатель (старается пересказать своими: словами то, о чем только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль);

- наблюдатель (наблюдатель анализирует эффективность работы группы и может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы);

- хронометрист (следит за временем, отпущенным на выполнение задания).

Возможны и другие роли.

В процессе поиска решения задачи при интерактивном обучении происходит столкновение различных точек зрения учащихся. Поэтому педагог в зависимости от ситуации может:

  изначально обозначить допустимые и недопустимые формы взаимодействия;

  дождаться конфликтной ситуации и уже постфактум познакомить учащихся с нормами поведения в группе;

  совмещать первый путь со вторым.

Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения:

  в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники;

  каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая;

  следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации;

  если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?..»); только после этого делаются выводы:

  каждый имеет право попросить каждого о помощи;

  каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью;

  критикуются идеи, а не личности;

  цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Учитель не вмешивается в работу малых групп, но ни на минуту не теряет контакта с учащимися, исподволь наблюдая за работой

Итак, Ученики 4 класса уже имеют первоначальные представления о работе в команде, основной акцент в организации работы с детьми данного возраста делается на формировании у них следующих результатов:

- умения включаться в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

- умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью

(при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);

- умения разделять ответственность в процессе коллективного труда

Чтобы учащиеся осознавали себя в качестве команды, учились объединяться и работать в группах на уроках и во внеурочной деятельности можно провести с детьми такие упражнения-разминки.

«Комплименты» слайд 8

Все ученики класса должны разделиться на две одинаковые по количеству участников группы. Первая группа учащихся образует внутренний круг, а вторая – внешний. Ученики во внутреннем и внешнем кругах обязательно становятся лицом друг к другу, при этом каждый ученик находит себе пару.

В паре ученики, приветствуя друг друга , пожимают руки и по очереди говорят комплименты. После обмена комплиментами по сигналу учителя ученики, находящиеся во внешнем круге, делают шаг налево и оказываются перед другими учениками. В новых парах следует повторить приветствие и сказать новый комплимент. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока учащиеся не встретятся с партнёрами, с которыми начинали упражнение.

После игры учитель проводит беседу по вопросам:

1) Понравилось ли вам упражнение? 2) Оно показалось вам лёгким или трудным? 3) Что было самым трудным? 4) Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

 «Пусть выйдет ко мне»

Ведущий стоит в центре круга участников и приглашает выйти к себе кого-то, с кем у него (неё) есть что-то общее. Потом слово передаётся вышедшему участнику, он приглашает в круг следующего человека, тоже называя какое-либо сходство. Упражнение продолжается, пока все не окажутся в кругу.

Это упражнение можно использовать для разделения класса на команды. Тогда «ведущих» выбирается столько, сколько предполагаемых команд (это могут быть как признанные лидеры, «активисты», так и самые тихие и неактивные дети в классе).

Подпись

Ученики с листом бумаги и ручкой движутся хаотично. Они должны пожать руки другим учащимся. Каждый, кто пожал другому руку, ставит подпись на его листке. Задача - за короткий срок собрать как можно больше подписей.

Давай поздороваемся

Все ученики встают в два круга в затылок друг другу, так, чтобы внешний круг смотрел вперёд по часовой стрелке, в внутренний против (число участников должно быть равным в двух кругах). По команде ведущего круги начинают двигаться навстречу друг другу, и каждый ученик, встречая своего товарища, должен поздороваться с ним одним из трёх способов (либо холодно кивнуть, либо дружески пожать руку, либо заключит в горячие объятия). Для того, чтобы определить, как они будут здороваться, каждая пара молча смотрит друг другу в глаза.

После упражнения (когда каждый поздоровается с каждым из другого круга) учитель может обсудить, какие были несовпадения, как они разрешались между здоровающимися (в сторону более холодного или теплого варианта, например) и почему так.

Поиск общего

Участники свободно передвигаются по комнате. По команде учителя: «Объединитесь в группы по шесть» участники объединяются. Учитель предлагает посмотреть друг

Просмотров всего: , сегодня:

Презентация к докладу (скачать)

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».