Рекомендации для родителей по организации безопасного информационного пространства ребенка

01.01.2017

     Интернет грозит нам угрозами и потерей времени. В Интернете существует большое количество опасностей: онлайн-гемблинг, онлайн- лудомания, киберниомания, киберкомуникативная зависимость, киберсексуальная зависимость, икстинг, навязчивый веб-серфинг, сайты агрессивной направленности, аддективный фанатизм, хакерство, гаджет- аддикция, кибебулинг, гриферы, кибергруминг, вирусы, различные формы мошенничества: фишинг, вишинг, фарминг (для расшифровки всех этих понятий смотри Азбуку опасностей Интернета). Вам не страшно? Что же делать ребенку, как жить в этом страшном и опасном мире Интернета?

Здесь впору прислушаться к вредному совету от Григория Остера:

«Руками никогда, нигде не трогай ничего,

Не впутывайся ни во что и никуда не лезь,

В сторонку тихо отойди

И тихо стой, не шевелясь

До старости твоей».

Понятно, что жить так наш ребенок не сможет – и вредный совет он и есть вредный совет – послушай и сделай наоборот.

Интернет - это окно в мир, мощная образовательная среда, где ребенок в короткое время может научиться многому, увидеть интересное и полезное видео и фото, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями – стать за короткое время образованным человеком в интересующей его области.

Что же выбрать?

Выбираем работу в сети Интернет, но делаем ее безопасной. Возможно ли такое? Кто должен следить за безопасностью детей в Интернете? А кто обычно следит вообще за безопасностью ребенка: родители – дома, учителя в школе. Об этом нельзя забывать ни тем, ни другим. Нельзя пускать детей в Интернет, не объясняя, какие опасности там их поджидают.

Не запрещать, а объяснять!

Важно осознать ответственность родителей в сложном вопросе организации безопасного Интернета дома: Нужно понимать, что ребенок в силу своих психологические особенности (недостаточная развитость саморегуляторных механизмов, слабый волевой и эмоциональный контроль, импульсивность поведения) становится наиболее уязвимыми для информационных и программно-технических угроз. Дети не могут реально оценить уровень достоверности и безопасности материалов, содержащихся в Интернет-пространстве.

Следует помнить, что отношение ребёнка к компьютеру и Интернету формируют взрослые, личным примером подтверждая правильность своего выбора. Родители должны, прежде всего, решить, для чего нужен семье компьютер: для работы, учебы, общения или только для игр. А может быть для того, чтобы перенаправить интересы ребёнка с «полной опасностей» улицы в киберпространство, где вроде бы никаких реальных опасностей не существует? Так ли это?

Что должен делать родитель, чтобы защитить своего ребенка в виртуальном мире:

1) Нужно знать…

2) Нужно рассказать…

3) Нужно установить…

Итак, что-же нужно знать?

Часто из-за того, что дети и подростки более «продвинуты» в техническом плане, они легко могут обойти запреты родителей и устранить некоторые средства родительского контроля. Поэтому взрослым сначала необходимо самим освоить азы онлайн-грамотности, а затем научить правилам нетикета (этикет общения в Интернете) и компьютерной безопасности своего ребёнка, при чем сделать это в той форме, которая соответствует возрасту ребенка и кругу его интересов. Для этого узнайте больше о возможностях и угрозах всемирной Сети.

О возрастных особенностях

Если ребенку от 5-ти до 8 лет

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Именно поэтому дети очень любят играть, в том числе и в компьютерные игры. Не смотря на пользу, которую оказывают игры, особенно развивающие и обучающие, следует помнить, что доля развлекающих игр в жизни ребёнка не должна превалировать, поскольку это может вызвать неравномерность развития, задержку формирования готовности к обучению и даже привести к компьютерной зависимости. Найдите с ребенком вместе интересные для его возраста контены, развивающие игры. Так например, Олимпийская чемионка Окчана Дурова вместе со своим 7-милетним ребенком использует сеть «Смешарики», где в игровой форме учат как заходить в сеть, регистрироваться и праилам сетевого общения

Если ребенку 8-10 лет

Особый интерес вызывают ролевые и логические игры, а также игры, которые носят соревновательный характер. В этом возрасте ребёнок легче усваивает сложный учебный материал. Помочь в этом может использование обучающих и развивающих программ. Дети этого возраста стремятся самостоятельно исследовать окружающий мир, удовлетворяя интерес к познанию, в том числе и с помощью Интернета. Телеведущая Тутта Ларсен рассказывает, что однажды вместе со своим сыном в Интернете познакомилась с делом прадеда – сталеварением. Этот вопрос очень интересовал сына. За короткое время с помощью видео, фото в занимательной форме они узнали технологию сталеварения. Важно в этом возрасте организовывать вместе с детьми увлекательные познавательные онлайн экскурсы, чтобы ребенок знал, что существует место, где он может получить ответ на интересующие иго вопросы: какие бабочки водятся в Аргентине, когда пролетающая комета будет видна с балкона и т.д.

Если ребенку 11-15 лет Хочу такой сайт

Подростковый период является переходным: идёт биологическое и половое созревание организма, психическое развитие, возникает новый уровень самосознания, происходит социализация личности.

Дети этого возраста стремятся к самостоятельности и признанию товарищей, расширению собственных прав, желают занять достойное место в группе сверстников. Особую роль начинает играть самооценка личности. В этот период особый интерес вызывают Интернет-ресурсы, позволяющие подростку общаться с реальными и виртуальными знакомыми, а также развлекательные и образовательные участки Сети. Дети периода взросления уже знают о том, какая информация содержится в Интернет-пространстве и нередко стремятся исследовать эти ресурсы в обход запретам родителей. Дети 11-14 лет нуждаются в контроле родителей, но уже проявляют самостоятельность, поэтому очень важно обучить их компьютерной грамотности и правилам безопасной работы в Сети, поскольку они могут входить в Интернет в школе, Интернет-кафе или у товарищей, где внешний контроль будет отсутствовать. Нужно развивать внутренний контроль ребёнка и приучать его к ответственному поведению в Сети в целях собственной безопасности. Установив доверительные, дружеские отношения с ребёнком Вы сможете лучше контролировать его сетевую активность, повысив, тем самым, уровень его безопасности.

Именно в этом возрасте возможно формирование Интернет-зависимости. При этом не нужно запрещать, а важно создать альтернативные интересы и обязанности для Вашего ребёнка:

  • посещение кружка по интересам или спортивной секции;
  • хобби;
  • уборка своей комнаты;
  • уход за животными или домашними растениями;
  • помощь младшим в подготовке уроков и т. д.

Если ребенку 16-18 лет

В этом возрасте подростков отличает эмоциональная неустойчивость, повышенная ранимость, необъективное восприятие действительности, они склонны к идеализации чувств дружбы, любви и сексуальных отношений. Для лиц этого возраста характерны переживания, связанные с собственной внешностью, принятием их сверстниками, признанием окружающими их способностей и умений. Ребёнок по-новому начинает смотреть на окружающее – предметы, явления, людей, мир в целом. Подростки ищут себя, поэтому нередко испытывают чувство одиночества и не ощущают себя членами общества. Поиск собственного круга общения подростком идет параллельно его психологическому отделению от родителей. В киберпространстве они удовлетворяют свою потребность в общении и находят друзей.

Подростки 15-18 лет технически образованы и хорошо ориентируются в Интернете. Не смотря на самостоятельность и независимость, они всё же нуждаются в напоминании о правилах поведения в Сети и мерах предосторожности. Будьте ближе со своим ребенком, знайте чем он живет, интересуйтесь его сетевыми знакомствами, старайтесь быть в курсе сайтов, которые посещает ваш ребенок. [5]

О компьютерных играх

Виртуальный игровой мир, в отличие от реального, отличает обратимость событий (сохранение игры, возможность переиграть событие), прогнозируемость игры, её составляющих и событий (например, выбор уровня, противника, оружия, места действия и т. д.). Наличие способностей, невозможных в реальном мире: множественность жизней, отсутствие физических законов (например, гравитации, плотности, скорости), физиологических особенностей (способности испытывать боль, усталость), базовых потребностей (потребность в сне, отдыхе, пище и т. д.). Компьютерные игры учат детей жить по иным правилам, где отсутствует необходимость соблюдения единых для всех норм и законов (в том числе и законов природы).

В виртуальном мире снимаются запреты и ограничения морально- этического и социального планов. Дети на подсознательном уровне отвыкают от фундаментальных вещей: необходимости соблюдения единых, установленных для всех, правил, неизбежности наказания за агрессивное поведение и нарушение закона, единства пространственно-временного континуума, и т. д. Увлечённость агрессивными играми приводит к тому, что дети начинают применять подобные методы решения проблем в реальной жизни.

Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме ребёнка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение.

Многие родители считают компьютерные игры абсолютно безобидными и даже полезными. Компьютерные игры, используемые в разумных пределах, действительно обладают некоторым психотерапевтическим эффектом и способствуют снятию напряжения, стресса, снижению уровня тревожности и ослаблению депрессивных состояний. Однако, в случае злоупотребления, компьютерные игры приводят к прямо противоположному эффекту, вызывая повышение уровня тревожности, раздражительности, агрессивности, способствуют полному уходу от реальности и образованию психологической зависимости».

Об угрозах

Исследования показали, что только 11% родителей знают о таких онлайн угрозах, как взрослый контент, азартные игры, онлайн-насилие, мошенничестве. Чтобы начать защиту нужно конечно знать о возможных угрозах

Можно разбить угрозы на следующие группы - Интернет зависимость, Интернет преследования, мошенничество и заражение компьютера вредоносным ПО. Примеры угроз представлены в Азбуке опасности Интернета.

Что нужно рассказать? [5]

Для начала обсудите с ребенком простые семейные правила онлайн-безопасности. Семейная онлайн-безопасность – ответственность каждого. Разъясните важность сохранения своей и чужой конфиденциальной информации. Личной информацией могут воспользоваться злоумышленники. Поэтому нельзя выкладывать в Интернете информацию о семье, ее финансовых делах, адреса проживания и учебы, номера телефонов, кредитной карты или банковские данные. Также нежелательно размещать личные и семейные фотографии на публичных форумах, сайтах. Никогда никому, кроме своих родителей, нельзя выдавать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).

Научите детей вести себя в Интернете – как в реальной жизни. Точно так же, как в жизни, в Сети нужно вести себя вежливо, не делать чего- либо, что может обидеть других людей или противоречит закону. Объясните детям, что в Сети следует вести себя корректно, с уважением относиться к людям и к их авторским правам. Незаконное копирование и распространение материалов, являющихся чьей-либо собственностью, считается кражей.

Виртуальный собеседник может выдавать себя за другого. Поэтому нельзя назначать встречи с виртуальными знакомыми без разрешения родителей. Объясните ребёнку, что в Сети могут находиться люди, не являющиеся теми, за кого они себя выдают, поэтому не следует доверять незнакомым людям и, тем более, ни в коем случае нельзя сообщать им личную информацию.

Дети в Интернете: как научить безопасности в виртуальном мире. Виртуальный мир иногда стоит реальных денег. Всегда нужно выяснять, сколько стоят SMS на отдельные Интернет сервисы, ведь стоимость SMS в онлайн-игре часто указывается без налогов – то есть может быть больше. Если такая информация не ясна, нужно обращаться за советом к родителям, которые помогут разобраться, сколько на самом деле будет стоить SMS и так ли уж необходимо его отправить.

Спрашивать совета – можно и нужно. Сообщите ребёнку, что он может обратиться к Вам в любой ситуации, которая его беспокоит. Если в Интернете (в сообщении электронной почты, на сайте, форуме, чате) что- либо непонятно, тревожит или угрожает, всегда нужно обращаться за помощью к родителям. Информация и услуги в Интернете не всегда безопасны, поэтому прежде, чем загружать, устанавливать или сохранять что-либо из Интернета, нужно получить разрешение родителей. Научите проверять информацию из Сети с помощью дополнительных запросов и обращения к проверенным источникам.

Изучите вместе с детьми инфографику (рис. 7-11) по вопросам безопасности в Интернете. Может что-то полезно будет распечатать и повесить перед глазами ребенка

Продолжение в файле "Родителям о безопасном Интернете"

Просмотров всего: , сегодня:

Родителям о безопасном Интернете.pdf (скачать) (посмотреть)
Азбука опасностей Интернета.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».