01.01.2017
Несмотря на то, что как феномен человеческой культуры материнство имеет давнюю историю, интерес к изучению понятия «материнство» возник на достаточно поздних этапах развития общества.
В настоящее время «материнство» изучается в русле различных наук, каждая из которых изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач:
- с точки зрения медицины, физиологии и сексологии материнство – это биологическая функция женщины;
- философия рассматривает материнство как уникальный феномен, а также творческое, созидающее начало, формирующее личность;
- история, социология и культурология считают материнство одной из социальных ролей женщины;
- педагогика рассматривает материнство как свойственное матери сознание родственной связи ее с детьми.
Психология материнства
В современных психологических исследованиях же материнство изучается в двух аспектах:
- как обеспечение развития ребенка;
- как часть личностной сферы женщины.
В рамках первого направления материнство рассматривается как репродуктивная функция. На личности матери акцент не делается.
В рамках второго направления материнство рассматривается как самостоятельный феномен, акцент в данном случае делается на личности самой матери.
Отношения между матерью и ребенком оказывают значительное влияние на детское развитие.
- мать как источник удовлетворения потребностей ребенка:
Так, З.Фрейд (основатель психоанализа), который специально проблемой материнства не занимался, но оставил богатое наследие о детско-родительских отношениях, указывал на то, что мать выступает для ребенка первым и самым важным источником удовольствия, человеком, удовлетворяющим инстинкты, а также первым законодателем. Отношение младенца к матери является уникальным и неповторимым, мать – это первый и самый сильный любовный объект.
- мать как главный фактор благополучия ребенка, влияние матери на его гармоничное развитие:
Изучением роли неразрывных отношений между матерью и ребенком занимался Д.В. Винникотт. Автор писал о том, что роль матери является первичным и определяющим фактором благополучия ребенка. Именно ее поведение и способность обеспечивать ребенку идеальную окружающую среду определяет в дальнейшем нормальное или патологическое развитие. А состояние матери после родов является особым, позволяющим ей непосредственно переживать состояние ребенка. «Советники», объясняющие матери, что и как она должна делать, только мешают реализации этих свойств. И мать начинает ориентироваться не на свое чувство, а на сознательный анализ своего поведения. По мнению Д.В. Винникотта, мать обладает уникальной способностью понимать своего ребенка, действовать ей следует естественно, слушая свой внутренний голос. А материнство, в сущности – это биологическое явление, внешние факторы его только искажают.
Свой вклад в изучение феномена материнства внес и К. Роджерс. Он отмечает, что именно позитивное и безусловное внимание матери к ребенку обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.
Мать посредством своей любви способствует тому, что у ребенка возникает чувство доверия к миру, которое так необходимо для его нормального, гармоничного развития.
А.С. Выготский считал, что ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества в процессе общения с взрослыми, в частности с матерью.
М.И. Лисина считает, что мать формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии.
По мнению В.К. Вилюнаса свойство матери эмоционально насыщенно взаимодействовать с ребенком настолько ей присуще, что для нее трудно, а часто невозможно эти эмоции сдерживать.
На то, что мать является значимым субъектом для ребенка, указывает и Н.Н. Васягина: «Именно мать в контексте всей жизнедеятельности ребенка задает смысложизненные основания его становления как самостоятельного субъекта социокультурного пространства…».
- теория привязанности матери и младенца:
Дж. Боулби (основоположник теории привязанности) считал, что привязанность – это первично специфическая система, смысл которой в поддержании взаимодействия между матерью и младенцем, которое необходимо для его выживания и развития. Привязанность определялась ученым не стремлением к удовлетворению, а необходимостью защиты и безопасности. Основа психического здоровья закладывается в младенчестве, когда между матерью и ребенком устанавливаются теплые и любящие отношения. Длительное же отделение младенца от матери ведет к умственной отсталости ребенка, эмоциональной недостаточности. Мать для ребенка является источником эмоционального жизнеобеспечения. Именно специфические отношения между матерью и ребенком являются ключевыми для развития.
- влияние родительской любви:
По мнению А. С. Спиваковской «Родительская любовь - это источник и гарантия эмоционального благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья».
А.Я. Варга считает, что «Родительская любовь — это глубокое и не раз осмысленное чувство».
По мнению В.С. Мухиной, особенно на начальном этапе жизни ребенка материнская любовь имеет исключительное значение. В это время обеспечивается формирование у ребенка чувства доверия сначала к матери, а позднее и к миру вообще.
Таким образом, мать оказывает существенное влияние на детское развитие, а также формирование психологического склада ребенка.
Если женщина осознанно относиться к материнству, считая именно материнство – высшей ценностью и своим предназначением, то появление ребенка у такой матери будет давать новый толчок и для ее развития, и создавать благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.
О.А. Власова, педагог-психолог
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017