Детская агрессия

01.01.2017

        С появлением ребенка в семье мы все надеемся, что нашу семью эта тема не коснется. Но рано или поздно наступает момент, когда кто-то из детей – возможно, даже наш собственный ребенок – вдруг проявляет агрессию. Чаще всего это случается неожиданно. Так что же такое детская агрессия?

        Агрессия - это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности.

         Агрессия - это поведение, которое причиняет вред.

         Агрессия – это отражение внутреннего дискомфорта. Неумение адекватно реагировать на происходящие события.

Источником агрессивного поведения могут являться:

  • Если действия ребенка ограничили.

Состояние, связанное с ограничением (из-за наказания или запрета), с невозможностью что-то сделать, ученые назвали фрустрацией.

Ребенок, а особенно совсем маленький, в силу возрастных особенностей сталкивается с ограничениями ежедневно: «Нельзя», «Не трогай», «Не мешай». Часто бывает и так, что у ребенка ограничиваются его потребности в познании, в движении, в развлечениях, во внимании и любви.

Если ребенка в дополнение еще и наказывать, то он, тем самым, получает двойную дозу фрустрации: в виде ограничения и в виде наказания. Тем самым, наказание может стать основной причиной появления агрессии.

Необходимо попробовать разобраться с тем, какое ограничение породило переживание.

- Возрастные ограничения (а что было до школы?).

В районе одного года ребенку сложно объяснить, что ему нужно, во многом он зависит от взрослых. Все это порождает множество переживаний, каждое из которых находит выход в поведенческих реакциях. Важно чтобы в это время рядом находился тот, кто знает привычки ребенка и старается его понять. Это поможет меньше сталкиваться с непониманием, приведет к меньшему количеству конфликтов.

В три года ребенок любую помощь воспринимает как подтверждение своей несамостоятельности и переживает, порой агрессивно. Необходимо не столько пытаться помочь ребенку, сколько обеспечить ему комфортные и безопасные условия для деятельности.

В шесть лет ребенок желает быть взрослым, но понимает, что это невозможно, в результате может начать вести себя агрессивно. 

- Семейные ограничения.  

Это те правила, которые приняты в конкретной семье. Главное помнить о том, что правила обязательны для исполнения всеми членами семьи. Именно двойные стандарты провоцируют конфликты.

- Социальные ограничения.

Это правила, установленные в тех местах, которые посещает ребенок (детская площадка, детский сад, школа). Родителям следует заранее обязательно обсудить их с ребенком. В детском саду и в школе они могут быть разными. Выяснить данные правила и донести их до ребенка – важно постараться именно родителям.

  • Если ребенок реагирует так в силу своего темперамента.

Ограничения – далеко не единственная причина. Бывает, что ребенок «таким» родился. Согласно данной точке зрения, агрессивность является врожденной, но проявляется по-разному в зависимости от типа нервной системы. Так холерики возбуждаются легко и быстро. Флегматики терпят долго, но у их терпения есть предел и лучше об этом, как говориться, не знать. Сангвиники без надобности агрессию проявлять не будут. А вот меланхолики могут даже не рассказать о том, что их кто-то обидел.

  • Подражание взрослым. Если вокруг все реагируют именно так.

Причиной детской агрессии может стать пример окружающих взрослых. Согласно данной точке зрения, агрессия является выученной реакцией, которая может быть приобретена путем наблюдения за поведением взрослых (повышение голоса, приказы, ругань, обзывание, драки и пр.).

  • Ссоры, конфликты в семье.

Что еще может являться причиной?

1) Ребенок не умеет разделять свои переживания и способ их выражения.

Очень важно самим родителям научиться разделять свои переживания и способ их выражения. А затем постараться обучить этому своего ребенка. Как зарождается агрессия? На какие внешние раздражители вы чаще реагируете? Как можно остановить агрессию, на что можно переключиться?

Необходимо четко разделять эти две вещи – переживание и выражение. Можно сердиться на окружающих людей, но не набрасываться на них с кулаками. Именно с помощью взрослого ребенок может научиться распознавать свои негативные эмоции и приемлемые способы их выражения.

2) Ребенок не умеет выражать свои переживания социально приемлемым способом.

Именно родители обучают ребенка способам взаимодействия с другими детьми. Например, обмениваться игрушками, соблюдать очередность при катании с горки или на качелях, давать игрушку на время и т.д. Если в раннем возрасте ребенок не был обучен социально приемлемым способам взаимодействия, то в школе у него вероятнее всего возникнут сложности при общении с ровесниками. Адаптации к разным жизненным ситуациям следует постараться уделить достаточно времени.

3) Круг общения ребенка не удовлетворяет его потребности.

Дети бывают агрессивными от скуки, от того, что им с другими детьми не интересно. Возможно, ребенок оказался в группе, где другие дети старше или младше. Такая проблема может возникнуть и в семье, где есть дети разного возраста. В этом случае задача взрослых – найти разумный компромисс, чтобы ребенок смог удовлетворить свою потребность в общении и познании, и он не испытывал дискомфорт.

  • Ребенка не уважают близкие люди.

Уважать ребенка – что это значит? Это:

  • Принимать его таким, какой он есть
  • Относится к нему как к равному
  • Ценить общение с ним
  • Признавать, что у него есть свои желания и потребности, считаться с ними
  • Гордиться вместе с ним его достижениями

Если в семье мнение ребенка не учитывается, если он не имеет никаких прав, то это возможный путь к агрессивному поведению.

  • Желание ребенка привлечь к себе внимание.

Ребенку недостаточно уделяется времени со стороны родителей. Желание утвердиться в детском коллективе.

  • Колебания родителей при принятии решения провоцируют ребенка на капризы. Противоположные требования со стороны родителей.

 

Как взрослые могут повлиять на детскую агрессию?

         1) В настоящее время в обществе наблюдается:   пропаганда насилия средствами массовой информации, кризис культурных и нравственных ценностей, кризис института семьи. Все это, безусловно, ведет к росту агрессивных проявлений среди детей.

         На наших детей направлен мощный поток негативной информации (с экранов ТВ, с мониторов компьютеров). И только окружающие близкие взрослые (родители, учителя) могут защитить их от этого.

Вам как родителям, конечно же, следует  попытаться оградить ребенка от данного негативного влияния и ограничить просмотр мультфильмов и компьютерных игр, содержащих насилие и агрессию.

2) Самим взрослым стараться излучать позитивные и добрые  мысли. Состояние и настроение взрослых легко считывается нашими детьми.

Как справиться с детской агрессией?

- Следует внимательно наблюдать за ребенком, за проявлениями в его поведении. Например, можно заметить, что он устал и, тем самым, предупредить всплеск агрессии от усталости. Всплеск агрессии чаще происходит не внезапно, а по нарастающей. Сначала мелкий хнык, который лучше заметить сразу, а потом уже каприз и скандал.

- Следует различать чувства ребенка и его действия, вызванные этими чувствами. Это как разделение: хороший ребенок и плохой поступок. Ребенок, которого родители любят безусловно, всегда хороший для своих родителей, но, к сожалению, этот ребенок может совершать плохие поступки.

Взрослым обязательно необходимо объяснять детям, какие поступки являются хорошими, а какие плохими.  Хочу такой сайт

- Как только заметите напряжение в действиях ребенка, постарайтесь сразу найти способ и разрядить ситуацию.

- Придумайте для ребенка адекватный способ выражения агрессии, обсудите его совместно. Выплескивать на неодушевленные предметы в игровой форме.

- В семье старайтесь делать акцент на разрешительной части, а не на запретительной.  «Драться нельзя, можно дружить. Друзья могут поменяться игрушками». Постарайтесь заострять внимание именно на второй части.

- Если вы что-то запрещаете, то запрещать следует до самого конца. Начавшаяся истерика ребенка никак не должна повлиять на ваше решение. В случае, если у ребенка уже началась истерика, то объяснять, что либо уже смысла нет. Ребенок не услышит ваши слова. Его следует постараться успокоить. Холерику больше подойдет крепкое объятие, сангвинику – переключение внимания, флегматику – проще справиться с истерикой самостоятельно, а меланхолику – требуются легкие поглаживания, успокаивающий голос.  

- Не вести разговоры об агрессивности ребенка при посторонних людях.

- Не применять силу (применяя, вы разрешаете бить других).

- Если вы разозлились на ребенка, то постарайтесь сразу же уйти, например, в другую комнату. Не прикасайтесь к ребенку

- Ребенку важно почувствовать, что он нужен. 20-30 мин. вечером проводите только с ним (не отвлекаясь на телефон, домашние дела и пр.).

- Так же необходимо личное дружеское (хотя бы полный час) общение «тет-а-тет» хотя бы раз в неделю, с проведением времени именно так, как хочет ваш ребенок (выбранная им игра, поход в парк, кино, кафе, совместный просмотр детского фильма).

- Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. 

- Не забудьте про простые способы прийти в себя: восстановить дыхание, умыться холодной водой, попить и др. Любой родитель знает своего ребенка лучше других. Вы обязательно сможете подобрать наиболее подходящий способ. А разбор ситуации необходимо предпринять уже после того, как ребенок успокоиться.

Как еще можно справиться с детской агрессией?

  • Можно использовать сказкотерапию и музыкотерапию.
  • Например, поиграть в Игру-обзывалку («Ты – редиска, а ты - мухомор»).
  • Игры, направленные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить.
  • Можно завести дома боксерскую грушу или подушку для битья
  • Режиссерские игры
  • Напряжение и агрессию хорошо снимает вода. Можно посещать бассейн.
  • Можно заняться танцами (не для выплеска, а для трансформации агрессии)
  • С помощью бумаги. Можно нарисовать свой гнев, а затем его разорвать и выбросить.

Когда ребенок в истерике, сложнее всего успокоиться самим родителям. Важно помнить о том, что спокойный родитель легко может взаимодействовать с ребенком в любом состоянии. 

Мифы об агрессивном поведении детей:

Миф 1. Пусть дети сами разбираются.

Конечно, важно, чтобы ребенок сам научился разрешать свои конфликты с ровесниками. Однако для того, чтобы ребенок сам разбирался в ситуации, его необходимо этому научить. Рассказать о мирных способах взаимодействия – договориться, поменяться, играть по очереди и т.д.

Всему этому ребенка стоит обучать.

Миф 2. Пусть ребенок дерется (даст сдачи) – он должен сам за себя постоять.

Умение драться включает в себя не бездумную способность ударить другого, а прежде всего знание о том, в каких ситуациях это недопустимо и опасно.

Если отстраняться от драчливого ребенка, позволяя ему самому разбираться в конфликтной ситуации, то он лишается именно знания – о том, как различать способы поведения в разных конфликтах.

Для будущего мужчины важным является умение разобраться в ситуации – кто прав, а кто виноват; уметь принимать решения и брать на себя ответственность за исход событий. Всему этому учат папы в процессе «мужского разговора». Вместе сопоставляют, рассуждают, делают выводы.

Миф 3. Ревность между братьями и сестрами – это ерунда.

Ревность – это чувство, способов выражения у которого масса. Практически каждый ребенок выражает это чувство по-своему. Возникает ревность как результат стресса от появления нового члена семьи, а главное от потери полного внимания родителей. Данный стресс переживает любой старший ребенок в любом возрасте. Вот только способы выражения этого стресса разные.

Это может быть прямая агрессия, причинение физической боли – желание стукнуть, укусить, «случайно» уронить. А может и стараться мешать маме обслуживать малыша, протестовать.

Старшему ребенку необходимо, конечно же, выделить личное время общения с мамой, чаще демонстрировать ему, что мама любит его и находится в его прямом доступе.

 Другой вариант – ребенок может направить агрессию на самого себя (это пассивно-агрессивное поведение). То есть начать болеть, плохо спать и есть.

Ревность может быть направлена и на родителей. Например, ребенок обиделся на маму и переключился на бабушку. Внутри ребенок, конечно же, переживает разрыв с мамой, и маме следует постараться пробиться сквозь обиду старшего ребенка.

Ребенок может разозлиться и на папу – например, демонстративно перестать с ним общаться, и всячески начать заискивать перед мамой.

 Если разница в возрасте большая, то существует опасность того, что ревность окажется скрытой глубоко внутри, будет неосознаваемой, и тем самым нанесет травму старшему ребенку из-за процесса отделения от родителей. Также существует опасность того, что родители превратят старшего ребенка в няньку для младшего или помощника по хозяйству.    

И в завершение

Агрессивный ребенок –  вероятнее всего, это тот, кто сможет добиться в будущем многого, потому что агрессия – это энергия, которая направлена на достижение.

Главное, чтобы ребенок научился жить со своей агрессией в согласии, чтобы она помогала добиваться того, чего он хочет, и являлась мирной.

Для ребенка агрессивное поведение, как правило, является естественным – порой он просто не знает другого способа о том, как отстоять свое мнение или захватить чужое. И является оно естественным до тех пор, пока окружающие его взрослые не научат его другому способу добиваться нужного. 

Взрослым важно не забывать то, что за вспышками агрессии у детей скрывается боль, обида или разочарование.

Давайте приложим совместные усилия и поможем нашим детям справиться с агрессией.

 О.А. Власова, педагог-психолог

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».