Программа дополнительного образования Школа будущего первоклассника МАОУ СОШ № 5

Разделы
Программы дополнительного образования «Школа будущего первоклассника»

1
2

Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения детьми программы
дополнительного образования «Школа будущего
первоклассника»

3

3

Содержание программы дополнительного образования
«Школа будущего первоклассника»
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочие программы учебных курсов
Система условий реализации программы дополнительного
образования «Школа будущего первоклассника»

9

4
5
6
7
8

Оценочные и методические материалы

5

10
13
14
30
39

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Школа будущего
первоклассника» составлена в соответствии с требованиями следующих
документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
- Устав МАОУ СОШ № 5.
Одной из актуальных проблем обучения является проблема подготовки
детей к школе. Сокращается количество детей, посещающих дошкольное
учреждение. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к
обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне
элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты
психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а
иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике
ребенка:
- мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Для того, что бы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться
в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы
условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации
появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность
подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют
им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить
обучение.
Основная цель данной программы
- реализовать принцип
преемственности и методические аспекты развития и воспитания детей
дошкольного возраста.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она
реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного
образования.
Создание педагогических и социально-психологических условий для
достижения ребенком определенного уровня развития личности,
психологической готовности к школе, включающей следующие аспекты:
мотивационный;
интеллектуальный;
произвольно-регуляторный,
позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в
педагогической среде (школьной системе отношений).
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
 формирование культуры общения и культуры поведения в общественных
2








местах;
формирование учебной мотивации;
развитие основных психических функций, необходимых для успешного
обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);
развитие фонематического слуха;
развитие мелкой моторики;
развитие творчески активной личности;
развитие координации движений.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования.
Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Ребенок дошкольного
возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него
должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает
как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые
и познавательные сферы психических функций.
Программа дополнительного образования «Школа будущего
первоклассника» решает задачи общего развития будущего первоклассника,
его физических, социальных и психологических функций, необходимых для
систематического обучения в школе.
Основные положения программы: подготовка к школе носит
развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных
установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает
постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и
сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды
деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Основные принципы построения программы: создается образовательная
среда, обеспечивающая развитие устойчивой психологической адаптации к
новым условиям образования (принцип психологической комфортности); при
введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
развитие творческой деятельности, сотворчество обучающих, обучающихся и
родителей (принцип творчества); развитие личностных компетенций;
поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных
установок и ориентаций.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах: учет
возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и
последовательность;
доступность
и
достаточность;
наглядность;
достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром;
использование произведений искусства, произведений детского творчества;
разнообразие игровых и творческих заданий.
3

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;
конструирование и моделирование. Виды действий в процессе
конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение
общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Результатом предшкольного воспитания и развития должна стать
готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному,
познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной
целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного
первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного
образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная
основа для адекватной деятельности человека в мире.
Развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям,
определяющим готовность к школьному обучению:
1 линия: линия формирования произвольного поведения;
2 линия: линия овладения средствами и эталонами познавательной
деятельности;
3 линия: линия перехода к умению видеть мир с точки зрения других людей;
4 линия: линия мотивационной готовности;
Планируемые
итоговые
результаты
освоения
программы
дополнительного образования «Школа будущего первоклассника» описывают
интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате
освоения Программы:
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью
к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и
друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально
реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации;
4

способный управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка
преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны
взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое
хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения
на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине,
поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может
преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к
нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
Предлагаемые курсы программы «Школа будущего первоклассника»
предусматривает
следующие результаты освоения программы:
Личностные УУД
- освоить роль ученика;
-формирование интереса (мотивации) к учению;
-оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
-развитие пространственного и словесно-логического мышления детей.
Регулятивные УУД
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-определять цель выполнения заданий на занятиях под руководством
учителя;
- определять план выполнения заданий на занятиях под руководством
учителя;
5

- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,
треугольник и т.д.
Познавательные УУД
- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
Коммуникативные УУД
- участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; —
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить;
-слушать и понимать речь других;
- участвовать в паре.
Предметные результаты освоения программы:
- умение строить натуральный ряд чисел в пределах 10, узнавать и называть
количественные и порядковые числа;
- знакомство с составом натуральных чисел в пределах 10;
-умение составлять и решать с помощью педагога простые
арифметические задачи;
-умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
куб,
шар, пирамида
-знакомство со свойствами (признаками) предметов: цвет, форма,
размер, назначение, материал, общее название (выделение предметов из
группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на
группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами);
- умение сравнивать числа элементов в группах предметов с помощью
графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше;
- умение составлять и решать простые арифметические задачи на нахождение
суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных
моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между
частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого;
- умение выполнять простейшие логические построенияиз геометрических
фигур;
- умение ориентироваться в пространстве и на плоскости: слева – направо,
вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.,
относительно выбранного объекта в качестве точки отсчета;
-знание временных категорий: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня,
завтра, раньше, позже, ориентации в последовательности дней недели, времен
года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составлении рассказов
по сюжетным картинкам;
-распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
6

-называть персонажей, основные события;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные
выводы;
-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
-составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-обсуждать нравственные стороны поступков людей;
-участвовать в коллективных разговорах;
-использовать принятые нормы вежливого речевого общения.
Планируемые результаты соответствуют возрастным нормам
психического развития детей 7 лет.
1.Мотивационная готовность к школе - сформированность
устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
2.Память:
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная — 7 звуков.
Слуховая вербальная — 7-8 слов.
Тактильная — 7 предметов.
Словесно-логическая. Произвольность памяти.
3. Внимание
Объем — 7-8 предметов.
Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5
мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
4. Воображение
Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с
использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один
предмет в другой в процессе манипуляции с различными материалами,
придумывание различных игровых сюжетов.
5. Интеллектуальная сфера
Анализ
- Умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Умение находить решение проблемных ситуаций.
- Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном
произведении.
- Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом
контраргументов.
- Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по 3 и
более признакам.
- Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей — со
зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений
7

Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе
существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:
- Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся
обобщений.
- Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
- Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
- Выполнение операции классификации по существенным признакам.
6.Волевая сфера
- Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и
учебной ситуации.
- Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
- Умение планировать свою деятельность.
- Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
7. Личностная сфера
- Умение критически относиться к своим поступкам.
- Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки.
8. Новообразования
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
- Появление учебно-познавательного мотива.
Программа дополнительного образования «Школа будущего
первоклассника»
имеет
высокую
востребованность
родительской
общественности. Курсы, реализуемые в программе создают необходимые
условия для преемственности дошкольного и школьного образования,
оказывают влияние на успешную адаптацию первоклассников.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
Курс «Грамматика и развитие речи» (24 ч)
Содержание: Игрушки. Игры. Школьные принадлежности. Готовимся к
школе. Времена года: осень. В магазине «Овощи и фрукты». Откуда к нам
пришла посуда? Времена года: зима. Рождественские путешествия. Животные.
Стихи, рассказы, сказки о животных. Транспорт. Сказочный транспорт.
Правила уличного движения. Весна. Растения. Цветы и деревья. Составление
рассказа по серии картинок. Сочиняем слова. Ищем сравнение, которое
запрятано в слове.
8

Курс «Занимательная математика» (24 ч)
Содержание курса: Пространственные отношения. Последовательность
выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Логические
задания на развитие памяти и мышления. Путешествие точки. Страна
Геометрия. Логические задания на развитие внимания, воображения. Что
больше? Что меньше? Уравнивание на примере действий героев русских
сказок. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов.
Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Решение задач на
комбинаторику и преобразование. Обнаружение логических связей между
последовательными этапами какого-либо действия.
Курс «Развитие коммуникативных умений, личностной сферы и волевой
сферы» (24 ч)
Содержание курса: Создание «Лесной школы». Букет для учителя.
Смешные страхи. Игры в школе. Школьные правила. Собирание портфеля. Белочкин сон. Госпожа Аккуратность. Волшебное яблоко (воровство). Подарки
в день рождения. Домашнее задание. Школьные оценки. Ленивец. списывание
и подсказка. Обманный отдых. Бабушкин помощник. Ябеда. Шапка-невидимка, Задача для лисенка. спорщик и обида. Хвосты. Драки. Грубые слова.
Дружная страна.
Курс «Развитие познавательных процессов» (24 ч)
Развитие памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления
.
В ходе реализации программы дополнительного образования «Школа
будущего первоклассника» организуется День открытых дверей с посещение
занятий родителями (законными представителями) несовершеннолетних.
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план занятий по программе дополнительного образования
«Школа будущего первоклассника» в рамках платных образовательных услуг
разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;;
- Устав МАОУ СОШ № 5.
9

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает
развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе
реализации программы у детей через творчество, умение придумывать,
создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка,
развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во
время работы школы будущего первоклассника, происходит не только
знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы:
сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа
будущего первоклассника» основана на следующей идее: дошкольники
только готовятся к систематическому обучению и этим определяется
выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Основные положения программы: подготовка к школе носит
развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса;
помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со
сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных
установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных
возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает
постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и
сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды
деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной
деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
*учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
*системность и плановость;
*уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в
сочетании с разумной требовательностью;
*занимательность, непринужденность, игровой характер учебного
процесса;
*развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти,
внимания, воображения, речи, мышления;
* контакт с родителями: организация бесед по интересующим их
проблемам.
Программа дополнительного образования «Школа будущего
первоклассника» состоит из следующих курсов: «Грамматика и развитие
речи», «Занимательная математика», «Развитие познавательных процессов»,
«Развитие коммуникативных умений, личностной сферы и волевой сферы».
Программа рассчитана на 6 месяцев, 24 недели. Общее количество
занятий – 48.
Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют
следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает
допустимого объема. Расписание составляется с опорой на санитарногигиенические правила.
10

Прием детей осуществляется по письменному заявлению родителей.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся
в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми
детьми
программы дополнительного образования «Школа будущего
первоклассника», закрепляются в заключенном между ними и МАОУ СОШ
№5 договоре об оказании платных образовательных услуг, отражающем
ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения
дополнительной образовательной программы.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов
работы проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы,
соревнования, праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их
проведения определяет педагог по согласованию с администрацией.
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;
конструирование и моделирование. Виды действий в процессе
конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение
общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
В качестве форм организации образовательной деятельности
применяются:
- практические занятия;
- игры;
- организация творческой работы;
- подвижные игры, направленные на снятие эмоционального и
физического напряжения;
- игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания,
мышления, воображения, речи;
- игры на развитие мелкой моторики;
- игры и упражнения, направленные на развитие произвольной
саморегуляции;
- игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативной
сферы, умения работать в команде. Зрительная гимнастика;
- открытые уроки для родителей
Текущая и промежуточная аттестация по программе
дополнительного образования «Школа будущего первоклассника» не
предусмотрены.
Сетка часов учебного плана
(дополнительная платная образовательная услуга)
№п/п

1.

Наименование услуги

Возрастная
группа

Школа будущего первоклассника
Пропедевтический
курс для будущих первоклассников:
Курс «Грамматика и развитие речи»
11

дошкольники

Кол-во Кол-во
часов в часов
неделю в год
2
48
1

24

Курс «Занимательная математика»
2.

Психолого-педагогический курс для
будущих первоклассников:
Курс «Развитие познавательных
процессов»
Курс «Развитие коммуникативных
умений, личностной сферы и волевой
сферы»

дошкольники

1

24

2

48

1

24

1

24

5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график программы дополнительного
образования «Школа будущего первоклассника» в МАОУ СОШ №5
составляется ежегодно, утверждается директором. Календарный учебный
график определяет: сроки проведения занятий по программе дополнительного
образования.
Календарный учебный график реализации программы дополнительного
образования «Школа будущего первоклассника» составляется в соответствии
с законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2),
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Реализация Программы дополнительного образования «Школа
будущего первоклассника» в МАОУ СОШ № 5 осуществляется с ноября
месяца по апрель месяц текущего учебного года без учета каникул.
Прием заявлений и заключение договоров на оказание платной
образовательной услуги для дошкольников осуществляется с октября по
декабрь текущего учебного года с родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся.
Программа рассчитана на 6 месяцев, 24 недели. Общее количество
занятий – 48.
Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют
следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает
допустимого объема и составляет 25 минут с 15-минутным перерывом.
Реализация платной образовательной услуги по программе
дополнительного образования «Школа будущего первоклассника»
осуществляется на основании расписания, утвержденного директором МАОУ
СОШ № 5. Расписание занятий утверждается ежегодно.
Текущая
и
промежуточная
аттестация
программе
дополнительного образования «Школа будущего первоклассника» не
предусмотрены.
12

6. РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ КУРСОВ
ГРАММАТИКА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1.

Планируемы результаты освоения учебного курса «Грамматика
и развитие речи»

Результатом предшкольного воспитания и развития должна стать
готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному,
познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной
целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного
первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного
образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная
основа для адекватной деятельности человека в мире.
Развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям,
определяющим готовность к школьному обучению:
5 линия: линия формирования произвольного поведения;
6 линия: линия овладения средствами и эталонами познавательной
деятельности;
7 линия: линия перехода к умению видеть мир с точки зрения других людей;
8 линия: линия мотивационной готовности;
Планируемые
итоговые
результаты
освоения
программы
дополнительного образования «Школа будущего первоклассника» описывают
интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате
освоения Программы:
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью
к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и
друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально
реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои
13

действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка
преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны
взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое
хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения
на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине,
поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может
преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к
нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
Предлагаемые курсы программы «Школа будущего первоклассника»
предусматривает
следующие результаты освоения программы:
Личностные УУД
- освоить роль ученика;
-формирование интереса (мотивации) к учению;
-оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
-развитие пространственного и словесно-логического мышления детей.
Регулятивные УУД
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-определять цель выполнения заданий на занятиях под руководством
учителя;
- определять план выполнения заданий на занятиях под руководством
учителя;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,
14

треугольник и т.д.
Познавательные УУД
- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
Коммуникативные УУД
- участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; —
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить;
-слушать и понимать речь других;
- участвовать в паре.
Предметные результаты:
-знание временных категорий: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня,
завтра, раньше, позже, ориентации в последовательности дней недели, времен
года и месяцев, относящихся к каждому времени года, составлении рассказов
по сюжетным картинкам;
-распознавать первый звук в словах;
- внимательно слушать литературные произведения;
-называть персонажей, основные события;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные
выводы;
-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
-составлять элементарный рассказ по серии картинок;
-обсуждать нравственные стороны поступков людей;
-участвовать в коллективных разговорах;
-использовать принятые нормы вежливого речевого общения.
2. Содержание учебного курса «Занимательная грамматика и

развитие речи»
Содержание: Игрушки. Игры. Школьные принадлежности.
Готовимся к школе. Времена года: осень. В магазине «Овощи и фрукты».
Откуда к нам пришла посуда? Времена года: зима. Рождественские
путешествия. Животные. Стихи, рассказы, сказки о животных. Транспорт.
Сказочный транспорт. Правила уличного движения. Весна. Растения.
Цветы и деревья. Составление рассказа по серии картинок. Сочиняем
слова. Ищем сравнение, которое запрятано в слове.
3. Тематическое планирование с указание количества часов,

отводимых на изучение каждой темы

15

№

Тема занятия:

1.

Знакомство. Школа вежливости. Устная речь. Коллективный
пересказ сказки «Маша и три медведя».
Гласные звуки. Слово. Знакомство со словами,
обозначающими предмет. Коллективная аппликация «Корзина с
фруктами».
Речь письменная. Слово. Предложение. Гласные звуки.
Разучивание стихов про Винни Пуха.
Согласные звуки. Звуки гласные и согласные. Деление слов
на слоги. Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Звуки гласные и согласные. Деление слов на слоги.
Коллективное рассказывание сказки «Колосок».
Произношение звуков. Выделение звуков на слух.
Составление рассказа по сюжетной картинке «На рыбалке».
Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки.
Составление рассказа по картинке «В саду».
Здравствуй, Новый Год! Сочинение новогодней сказки.
Конструирование новогодней игрушки в технике оригами.
Использование интонационных средств в речи. Клички
животных. Кот – герой сказок. Конструирование кота в технике оригами.
Мягкие и твердые согласные. Чтение рассказа В. Орлова «Что
нельзя купить».
Ударение. Инсценировка сказки «Теремок».
Слова – признаки. Составление вопросительных
предложений. Словесно-логическая игра «Угадай предмет по описанию».
Разыгрывание сказок по ролям «Волк и 7 козлят», «Гусилебеди».
Мы живѐм в городе. Как вести себя на улице. Составление
рассказов по опорным картинкам.
8 Марта – женский день. Разучивание стихов о маме.
Конструирование цветка в технике оригами.
«Животные» (домашние и дикие, их различия). Чтение
рассказа Е. Чарушина «Томка».
Моя семья. Имена людей. Составление предложений по
картинке «Семья». Пословицы о семье.
Профессии. Е. Пермяк « Для чего руки нужны».
Детеныши животных.
Многозначные слова.
Пословицы.
Инсценировка сказки «Колобок».
Инсценировка “Лиса и журавль”
«Кто-кто в теремочке живет?»

1

Итого

24

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24

1.

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
Планируемые результаты освоения учебного курса
16

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Занимательная математика»
Результатом предшкольного воспитания и развития должна стать
готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному,
познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной
целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного
первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного
образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная
основа для адекватной деятельности человека в мире.
Развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям,
определяющим готовность к школьному обучению:
2 линия: линия формирования произвольного поведения;
3 линия: линия овладения средствами и эталонами познавательной
деятельности;
4 линия: линия перехода к умению видеть мир с точки зрения других людей;
5 линия: линия мотивационной готовности;
Планируемые
итоговые
результаты
освоения
программы
дополнительного образования «Школа будущего первоклассника» описывают
интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате
освоения Программы:
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью
к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и
друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально
реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка
преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны
взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое
хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия,
17

направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения
на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине,
поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи
(проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может
преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к
нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
Предлагаемые курсы программы «Школа будущего первоклассника»
предусматривает
следующие результаты освоения программы:
Личностные УУД
- освоить роль ученика;
-формирование интереса (мотивации) к учению;
-оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
-развитие пространственного и словесно-логического мышления детей.
Регулятивные УУД
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-определять цель выполнения заданий на занятиях под руководством
учителя;
- определять план выполнения заданий на занятиях под руководством
учителя;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,
треугольник и т.д.
Познавательные УУД
- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
18

-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
Коммуникативные УУД
- участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; —
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить;
-слушать и понимать речь других;
- участвовать в паре.
Предметные результаты:
- умение строить натуральный ряд чисел в пределах 10, узнавать и называть
количественные и порядковые числа;
- знакомство с составом натуральных чисел в пределах 10;
-умение составлять и решать с помощью педагога простые
арифметические задачи;
-умение различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,
куб,
шар, пирамида
-знакомство со свойствами (признаками) предметов: цвет, форма,
размер, назначение, материал, общее название (выделение предметов из
группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на
группы (классы) в соответствии с выделенными свойствами);
- умение сравнивать числа элементов в группах предметов с помощью
графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше;
- умение составлять и решать простые арифметические задачи на нахождение
суммы, остатка, нахождение разностных отношений на основе предметных
моделей и иллюстраций множеств, моделирование отношений между
частью и целым: объединения частей в целое, выделения части из целого;
- умение выполнять простейшие логические построения из геометрических
фигур;
умение ориентироваться в пространстве и на плоскости: слева – направо.
2. Содержание учебного курса «Занимательная математика»
Содержание курса: Пространственные отношения. Последовательность
выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок. Логические
задания на развитие памяти и мышления. Путешествие точки. Страна
Геометрия. Логические задания на развитие внимания, воображения. Что
больше? Что меньше? Уравнивание на примере действий героев русских
сказок. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов.
Расположение предметов на плоскости и в пространстве. Решение задач на
комбинаторику и преобразование. Обнаружение логических связей между
последовательными этапами какого-либо действия.
3. Тематическое планирование с указание количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
19

Введение в математику. Прямой и обратный счет до 10
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один –
много.
Число и цифра 1
Установление равночисленности двух групп с помощью
составления пар (равно – не равно).
Число и цифра 2
Сравнение предметов (сюжетных рисунков) с целью
выявления в них сходства и различия. Различение предметов по цвету(
одного и того же цвета, разных цветов).Счет предметов. Сравнение по
форме цвету. Размеру.

1
1

7
8

Число и цифра 3
Расположение предметов в пространстве или на плоскости так,
чтобы один из них был выше или ниже, левее или правее другого,
помещение предмета внутри (вне) замкнутого
контура.

1
1

9
10

Число и цифра 4
Сравнение предметов (сюжетных рисунков) с целью
выявления в них сходства и различия. Различение предметов по цвету(
одного и того же цвета, разных цветов).Счет
предметов. Сравнение по форме цвету. Размеру.

1
1

11
12
13
14
15
16

Число и цифра 5
Число и цифра 6
Знакомство с геометрическими фигурами
Понятия «длиннее», «короче», «одинаковое» по длине
Число и цифра 7
Отношения «тяжелее», «легче». Сравнение массы
(непосредственное)
Число и цифра 8
Объем. Сравнение по объему
Число и цифра 9
Площадь. Измерение площади
Число и цифра 0
Шар. Круг. Параллелепипед
Пирамида. Конус. Цилиндр
Повторение. Скоро в школу
Итого

1
1
1
1
1
1

1
2
3
4
5
6

17
18
19
20
21
22
23
24

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
24

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ,
ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ И ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ»
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
20

Цели программы.
Данная программа психологических занятий с детьми старшего
дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на
достижение определенных целей:
- развитие познавательных и психических процессов — восприятия,
памяти, внимания, воображения;
- развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, нагляднодейственного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и
критического мышления;
- развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих
эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного
протекания процесса общения;
- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки,
повышение уверенности в себе;
- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
- формирование позитивной мотивации к обучению.
Описание программы. Структура и концептуальная основа.
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения
Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон
ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного
формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
Методологической основой программы являются концепция интегральной
социальной сущности человека и теория социализации.
Согласно концепции интегральной социальной сущности человека
индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет
внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное
свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с
окружающими.
Особенность программы в том, что она направлена на развитие социальноперцептивных способностей и реализацию факторов развития (модальноспецифических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и
др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции,
основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к
социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста.
Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности,
эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых
структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за
социально-эмоциональное развитие ребенка.
Построение программы и проведение занятий основывается на
21

следующих принципах:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- комплексность построения занятий;
- активность участников;
- наличие обратной связи на занятиях;
- коммуникативная эффективность;
- обогащение жизненного опыта детей;
- доверие и анонимность;
- социально-личностное развитие.
В программе учтены возрастные особенности психики детей
дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального
компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).
В предложенной программе особое внимание уделено подбору
литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в
качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный
материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия,
способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых
для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой
сферы.
Продолжительность одного занятия составляет 25 минут. Общая
продолжительность программы — 48 часов.
Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование
развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер
(предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним
психоэмоциональных проблем).
Основной метод воздействия.
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания
комфортного психологического климата и благоприятной предметнопространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной
методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит
психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид
библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками.
В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок (народных,
авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где
события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а
также составление психологом специально-направленного сюжета,
затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по
структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями
ребенка.
Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности
22

ребенка:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует
самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения,
полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2. Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен
преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается
победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В
сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в
сильного, значительного и самодостаточного героя.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии:
куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то
борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения
поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка
плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное,
как фабула игры, — независимо от того, была эта игра сыграна или нет.
Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три
этапа.
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя
все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать
подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют
преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять
соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент
делается на развитии познавательных психических процессов — восприятия,
памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы —
мыслительных
умений,
наглядно-действенного,
наглядно-образного,
словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую
законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными);
применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут
проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать
свободно свои мысли и чувства.
Средства обучения:
Аудио-видеотека;
настольно-печатные игры;
предметные игрушки;
доска;
мелки;
пластилин;
карандаши, фломастеры;
писчая и цветная бумага.
Планируемые результаты.
Результатом предшкольного воспитания и развития должна стать
готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному,
23

познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной
целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного
первичного знания о мире. Это знание не является целью предшкольного
образования; картина мира есть (в самом широком смысле) ориентировочная
основа для адекватной деятельности человека в мире.
Развитие дошкольника ведется по четырем основным линиям,
определяющим готовность к школьному обучению:
6 линия: линия формирования произвольного поведения;
7 линия: линия овладения средствами и эталонами познавательной
деятельности;
8 линия: линия перехода к умению видеть мир с точки зрения других людей;
9 линия: линия мотивационной готовности;
Планируемые
итоговые
результаты
освоения
программы
дополнительного образования «Школа будущего первоклассника» описывают
интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате
освоения Программы:
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем
внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных
видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью
к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном
процессе;
эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и
друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально
реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми
(договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или
сверстником, в зависимости от ситуации;
способный управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка
преимущественно определяется не
сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны
взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое
хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения
на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине,
поликлинике, театре и др.);
способный решать интеллектуальные и личностные задачи
24

(проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно
усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может
преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке,
рассказе и др.;
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе,
собственной принадлежности и принадлежности других людей к
определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и
взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к
нему; о мире;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности –
умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять
его инструкции;
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка
сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных
видов детской деятельности.
Предлагаемые курсы программы «Школа будущего первоклассника»
предусматривает
следующие результаты освоения программы:
Личностные УУД
- освоить роль ученика;
-формирование интереса (мотивации) к учению;
-оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
-развитие пространственного и словесно-логического мышления детей.
Регулятивные УУД
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-определять цель выполнения заданий на занятиях под руководством
учителя;
- определять план выполнения заданий на занятиях под руководством
учителя;
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку,
треугольник и т.д.
Познавательные УУД
- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
-сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
-группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
Коммуникативные УУД
- участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях;
- отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; —
25

-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться,
прощаться, благодарить;
-слушать и понимать речь других;
- участвовать в паре.
Планируемые результаты соответствуют возрастным нормам
психического развития детей 7 лет.
1.Мотивационная готовность к школе - сформированность
устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
2.Память:
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная — 7 звуков.
Слуховая вербальная — 7-8 слов.
Тактильная — 7 предметов.
Словесно-логическая. Произвольность памяти.
3. Внимание
Объем — 7-8 предметов.
Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5
мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
4. Воображение
Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с
использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один
предмет в другой в процессе манипуляции с различными материалами,
придумывание различных игровых сюжетов.
5. Интеллектуальная сфера
Анализ
- Умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Умение находить решение проблемных ситуаций.
- Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном
произведении.
- Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом
контраргументов.
- Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по 3 и
более признакам.
- Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей — со
зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе
существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:
26

- Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся
обобщений.
- Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
- Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
- Выполнение операции классификации по существенным признакам.
6.Волевая сфера
- Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и
учебной ситуации.
- Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
- Умение планировать свою деятельность.
- Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
7. Личностная сфера
- Умение критически относиться к своим поступкам.
- Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки.
8. Новообразования
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
- Появление учебно-познавательного мотива.
Курс «Развитие коммуникативных умений, личностной сферы и волевой
сферы» (24 ч)
Содержание курса: Создание «Лесной школы». Букет для учителя.
Смешные страхи. Игры в школе. Школьные правила. Собирание портфеля. Белочкин сон. Госпожа Аккуратность. Волшебное яблоко (воровство). Подарки
в день рождения. Домашнее задание. Школьные оценки. Ленивец. списывание
и подсказка. Обманный отдых. Бабушкин помощник. Ябеда. Шапка-невидимка, Задача для лисенка. Спорщик и обида. Хвосты. Драки. Грубые слова.
Дружная страна.
Курс «Развитие познавательных процессов» (24 ч)
Содержание курса: Развитие памяти, восприятия, внимания,
воображения, мышления
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости
от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

Ноябрь

Сказки для школьной адаптации:
1. Создание «Лесной школы».
2. Развитие памяти, восприятия.
3. Букет для учителя.
4. Развитие внимания, воображения.
27

5.
6.
7.
8.
Декабрь

Смешные страхи.
Развитие внимания, восприятия.
Игры в школе.
Развитие мышления, восприятия.

Сказки для школьной адаптации:
9. Школьные правила.
10. Развитие памяти, мышления.
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной
образовательной среды:
11.Собирание портфеля.
12. Развитие внимания, восприятия.
13. Белочкин сон.
14. Развитие мышления, восприятия.
15. Госпожа Аккуратность.
16. Развитие мышления, воображения.

Январь

17.Волшебное яблоко (воровство).
18. Развитие мышления, внимания.
19. Подарки в день рождения.
20. Развитие памяти, воображения.
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:
21. Домашнее задание.
22. Развитие памяти, мышления.

Февраль

23.Школьные оценки.
24. Развитие памяти, мышления.
25. Ленивец.
26. Развитие мышления, восприятия.
27. Списывание и подсказка.
28. Развитие воображения, мышления.
Сказки о здоровье, в том числе психическом:
29. Обманный отдых.
30. Развитие памяти, воображения.

Март

31.Бабушкин помощник.
32. Развитие внимания, восприятия.
33. Ябеда.
34. Развитие воображения, мышления.
28

Сказки о школьных конфликтах:
35.Шапка-невидимка (демонстративное поведение)
36. Развитие внимания, воображения.
37. Задача для Лисенка (ложь).
38. Развитие внимания, мышления.
Апрель

39.Спорщик и обида.
40. Развитие памяти, мышления.
41. Хвосты (межгрупповые конфликты).
42. Развитие памяти, мышления.
43. Драки.
44. Развитие внимания, мышления.
45. Грубые слова.
46. Развитие восприятия, памяти.
47.Дружная страна
48. Развитие воображения, мышления.

7. Система условий реализации программы дополнительного
образования «Школа будущего первоклассника»
Требования к условиям реализации программы дополнительного
образования «Школа будущего первоклассника» представляют собой систему
требований к кадровым, информационным, материально-техническим и иным
условиям реализации программы и достижения планируемых результатов.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно
быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
—
обеспечивающей высокое качество образования, его
доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их
родителей (законных представителей) и всего общества, духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся;
—
гарантирующей охрану и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся;
—
комфортной по отношению к обучающимся и
педагогическим работникам.
В целях обеспечения реализации программы дополнительного
образования «Школа будущего первоклассника», осуществляющей
образовательную деятельность, для участников образовательных отношений
должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
—
выявления и развития способностей обучающихся через
систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественнополезной деятельности, в том числе социальной практики, используя
возможности организаций дополнительного образования;
—
работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных
29

и творческих соревнований,
научно-технического творчества
и
проектно-исследовательской деятельности;
—
использования в образовательной деятельности
современных образовательных технологий деятельностного
типа;
—
эффективной самостоятельной работы обучающихся при
поддержке педагогических работников;
—
включения обучающихся в процессы понимания и
преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района,
города) для приобретения опыта реального управления и действия;
—
эффективного управления организацией, осуществляющей
образовательную деятельность с использованием информационнокоммуникационных технологий, а также современных механизмов
финансирования.
Созданные в образовательном учреждении условия должны:
—
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения
программы дополнительного образования «Школа будущего первоклассника»
школы и реализацию предусмотренных в ней рабочих программ курсов;
—
учитывать особенности школы, ее организационную
структуру,
запросы
участников
образовательных
отношений
в
дополнительном образовании;
—
предоставлять возможность взаимодействия с социальными
партнерами, использования ресурсов социума.
Система условий реализации программы
«Школа будущего
первоклассника» образовательного учреждения базируется на результатах
проведенной в ходе разработки программы комплексной аналитикообобщающей и прогностической работы, включающей:
—
анализ имеющихся в образовательном учреждении условий и
ресурсов реализации дополнительной образовательной программы «Школа
будущего первоклассника»;
—
выявление проблемных зон и установление необходимых
изменений в имеющихся условиях для приведения их в соответствие с
требованиями программы;
—
разработку с привлечением всех участников образовательных
отношений и возможных партнеров механизмов достижения целевых
ориентиров в системе условий.
Материально-технические условия
Материально-технические
условия
реализации
дополнительной
образовательной
программы «Школа будущего первоклассника» должны обеспечивать:
1)
возможность достижения обучающимися установленных
программой требований к результатам освоения программы «Школа будущего
первоклассника»;
2)
соблюдение:
санитарно-эпидемиологических требований образовательной
30

деятельности (требования к водоснабжению, канализации, освещению,
воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям
здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, его
территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному
оборудованию);
требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование
гардеробов, санузлов, мест личной гигиены);
требований к социально-бытовым условиям (оборудование в
учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого
обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат
психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений);
помещений для питания обучающихся,
хранения
и приготовления
пищи,
а
также,
при
необходимости, транспортное обеспечение обслуживания
обучающихся);
- строительных норм и правил;
- требований пожарной и электробезопасности;
требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- требований к транспортному обслуживанию обучающихся;
требований к организации безопасной эксплуатации уличнодорожной сети и технических средств организации дорожного движения в
местах расположения организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
требований к организации безопасной эксплуатации спортивных
сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта;
3)
архитектурную
доступность
(возможность
для
беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации,
осуществляющей образовательную деятельность).
Здание организации, осуществляющей образовательную деятельность,
набор и размещение помещений для осуществления образовательной
деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского
обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой
режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для
индивидуальных занятий должны соответствовать государственным
санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать
возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и
внеурочной деятельности для всех участников образовательных отношений.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна
иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детейинвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья),
31

административной и хозяйственной деятельности:
учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами
обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории;
помещения
для
занятий
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и
мастерские), музыкой, хореографией и изобразительным искусством;
лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных
языков; информационно-библиотечные центры с рабочими зонами,
оборудованными
читальными
залами
и
книгохранилищами,
обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;
актовые и хореографические залы, спортивные сооружения
(комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры,
оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем),
автогородки;
помещения для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления
пищи,
обеспечивающие
возможность
организации
качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
- помещения медицинского назначения;
административные
и
иные
помещения,
оснащенные
необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной
деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями здоровья;
- гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
участок (территорию) с необходимым набором оборудованных
зон; полные комплекты технического оснащения и оборудования всех
предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные
материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного
письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске),
изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования,
носители цифровой информации); мебель, офисное оснащение и
хозяйственный инвентарь.

Оценка материально-технических условий дополнительной
образовательной
программы
«Школа
будущего
первоклассника»
п/п
Требования программы дополнительного образования
Необходимо
/
имеются в наличии
1

Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими Имеются в наличии
местами обучающихся и педагогических работников.

3

Помещения для занятий учебно-исследовательской и
проектной деятельностью, моделированием и техническим
творчеством
32

Имеются частично

Необходимые для реализации учебной и внеурочной
деятельности лаборатории и мастерские
Помещения (кабинеты, мастерские, студии) для занятий
музыкой, хореографией и изобразительным искусством
Информационно-библиотечные центры с рабочими
зонами,
оборудованными
читальными залами и
книгохранилищами,
обеспечивающими
сохранность
книжного фонда, медиатекой
Актовые и хореографические залы

4
5
7

8

Имеются частично
Имеются в
наличии
Имеется частично

Имеется в наличии

Спортивные залы,
•
бассейны,
•
стадионы,
•
спортивные площадки,
•
тиры, оснащенные игровым,
рудованием и инвентарем,

9

10
11
12

13
14

Имеется
в
наличии
2
спортивных зала,
1
спортивная
спортивным обо- площадка
Бассейна нет,
тира нет
Помещения для питания обучающихся, а также для хранения Имеется наличии
и приготовления пищи
Помещения для медицинского персонала
Имеется наличии
Имеется наличии
Административные и иные помещения,
оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для
организации
образовательной деятельности с детьми-инвалидами и
детьми с ограниченными возможностями здоровья
Гардеробы, санузлы, места личной гигиены
Имеются наличии
Участок
(территория)
оснащенных зон

с

необходимым

набором

Имеется частично

Все помещения обеспечены полными комплектами
оборудования для реализации всех курсов программы
дополнительного образования «Школа будущего первоклассника»,
а также мебелью, офисным оснащением и необходимым
инвентарем.
Наименование объектов и средств материально-

количество

технического обеспечения
Печатные пособия
Ф
- Комплект для обучения грамоте (наборное
полотно, набор букв).
Д
- Касса магнитных букв.
-Раздаточный иллюстративный материал по

Д

33

развитию речи.
І серия – Составьте слова из букв – 7 карточек.

ФП

ІІ серия – Различайте предметы по цвету и

Д

величине – 6 карточек.
ІІІ серия – Составьте предложения по схемам

Ф

– 7 карточек.
Д
Д

ІV серия – Сделайте выводы: что это? кто это?
– 7 карточек.
V серия – Решите кроссворды – 7 карточек.
VІ серия – Разгадайте ребусы – 7 карточек.

Д

VІІ серия – Работа над предложением – 7
карточек.
- Картинный словарь для 1 класса
Д
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Интернет
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/

Д

Д

Технические средства обучения
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Персональный компьютер.
Экспозиционный экран.
Принтер лазерный.
Сканер.

Д
Д
Д
Д
Д
Д

Игры и игрушки

34

Настольные развивающие игры
Конструкторы по темам: дом, ферма, транспорт. LEGO
Наборы цветных карандашей, красок, альбомов для рисования.

Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский.
Стол учительский компьютерный.
Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Настенная
доска
магнитная
с набором
приспособлений
для вывешивания иллюстративного материала.
Шкафы
для хранения
учебников,
дидактических
материалов, пособий.

Оснащенность кабинетов дополнительной образовательной программы
«Школа будущего первоклассника»
Наименование технических средств

Количество персональных компьютеров (указывается количество всех
имеющихся ПК, учитывая ноутбуки, нетбуки и т.п.)
из них:
- приобретённых за последние три года
- используются в учебных целях (указывается количество ПК из всех
имеющихся, которые используются в учебных целях)
Наличие кабинетов основ информатики и ИКТ, учитывая мобильный
кабинет (при отсутствии таких кабинетов поставить «0»)
в них рабочих мест с ПК, кроме рабочего места учителя
Наличие библиотечно-информационного центра
Наличие в библиотечно-информационном центре рабочих мест с ПК, кроме
рабочего места библиотекаря
Количество интерактивных досок в классах
Количество мультимедийных проекторов в классах
Наличие в учреждении сети Интернет (да, нет)
Тип подключения к сети Интернет: модем, выделенная линия, спутниковое
Количество ПК, подключенных к сети Интернет
Количество ПК в составе локальных сетей
Наличие в организации электронной почты (да, нет)
Наличие в организации собственного сайта в сети Интернет,
соответствующего требованиям статьи 29 Федерального закона от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(да, нет)
Использование сетевой формы реализации образовательных программ (да,
нет)
Реализация образовательных программ с применением электронного
обучения (да, нет)
Реализация образовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий (да, нет)
Дополнительное оборудование:
Наличие аудио и видеотехники (с указанием наименования)
Другое оборудование (при наличии)

35

Количество (шт.)

15
6
15
2
13
0
1
2
14
да
модем
15
15
да
да
нет
да
нет
Фотоаппарат Canon
Power Shot SX170
IS
Принтер - 12

Психологопедагогические условия реализации программы
дополнительного образования
Психологопедагогических условия в МАОУ СОШ №5 обеспечивают:
–
преемственность
содержания
и
форм
организации
образовательной деятельности по отношению к дошкольному образованию с
учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
–
формирование
и
развитие
психологопедагогической
компетентности участников образовательных отношений;
–
вариативность направлений и форм, а также диверсификацию
уровней
психологопедагогического
сопровождения
участников
образовательных отношений;
–
дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Психологопедагогическое
сопровождение
участников
образовательных отношений
В МАОУ СОШ №5 можно выделить следующие уровни психологопедагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне
класса, на уровне образовательного учреждения.
Основными формами психологопедагогического сопровождения
являются:
–
диагностика, направленная на выявление особенностей статуса
дошкольника. Она может проводиться на этапе знакомства с ребенком, после
зачисления его в школу.
–
консультирование
педагогов
и
родителей,
которое
осуществляется учителем и психологом с учетом результатов диагностики, а
также администрацией образовательной организации;
–
профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение,
коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.
К основным направлениям психологопедагогического сопровождения
можно отнести:
–
сохранение и укрепление психологического здоровья;
–
мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
–
формирование у обучающихся ценности здоровья и безопасного
образа жизни;
–
выявление и поддержку детей с особыми образовательными
потребностями.
Кадровые условия
Квалификация педагогических кадров

Всего

Количество педагогических работников, имеющих
квалификационную категорию
в т.ч. - высшую
- первую

2

36

1
1

8. Оценочные и методические материалы
Организация образовательной деятельности при реализации программы
дополнительного образования
«Школа будущего первоклассника»
осуществляется в очной форме.
В основе реализации дополнительной образовательной программы
«Школа будущего первоклассника» МАОУ СОШ № 5 лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
—
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики,
задачам построения российского гражданского общества на основе принципов
толерантности, диалога культур и уважения его многонационального,
полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
—
переход к стратегии социального проектирования и
конструирования на основе разработки содержания и технологий образования,
определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
—
ориентацию на достижение цели и основного результата
образования — развитие личности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
—
признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
—
учет индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
—
обеспечение преемственности дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования;
—
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и
индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей
и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Методы обучения, которые используются педагогами, реализующими
программу дополнительного образования «Школа будущего первоклассника»:
-словесный, наглядный практический;
-объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский проблемный;
-игровой;
и воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.
Формы организации учебного занятия - беседа, встреча с интересными
людьми, выставка, галерея, гостиная, урок-игра, урок-концерт, конкурс,
наблюдение, олимпиада, открытое занятие, праздник, практическое занятие,
37

представление, презентация, соревнование, студия, творческая мастерская,
турнир, фестиваль.
Педагогические технологии - технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология дифференцированного
обучения, технология развивающего обучения, технология игровой
деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая
технология.
После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится
диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка;
ориентировка
в
межклеточном
пространстве;
решение
простыхматематических задач с графическим изображением ответа; тест на
развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Механизм оценки результатов освоения программы:
-наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы
с родителями.
-формирование навыка
слушателя: ответы на
вопросы
по
тексту, иллюстрирование текста
-взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, тесты.
Методом контроля является наблюдение, самопроверка выполненных
заданий, консультирование, коллективная рефлексия. Предъявление
результатов – открытое занятие для родителей.
Оценочные и методические материалы
Издательств
о
Просвещение
Просвещение
Просвещение

Просвещение
Просвещение

Название, автор

Год издания

Кол-во

Педагогические наблюдения. Пособия для педагогов
ДОО. Михайлова-Свирская Л.В.
Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.
Программа по подготовке к школе
детей 5–7 лет
Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.
Методические рекомендации к программе
«Преемственность». Пособие для педагогов
(электронная версия)
Гризик Т.И. Речевое развитие детей 6–8 лет.
Методическое пособие для воспитателей
Е.В. Соловьёва Познавательное развитие детей 2–8 лет:
математические представления. Пособие для
воспитателей

2017

1

2017

1

2017

3

2017

2

2017

1

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».