12.09.2021
Успешность адаптации младшего подростка зависит не
только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он
умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать
школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях, обладает эмоциональной
гибкостью.
По данным психологов ситуация
адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность,
как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.
Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который
в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка
младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о
его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не
соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок
не проявляет в должной мере свои возможности.
Проблемы привыкания, приспособления
неизбежно возникают у детей в первые месяцы обучения в средней школе. Такой
переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с
психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические
особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно
назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически
этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного
личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен,
стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении
от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую
очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в
негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам
взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм —
первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком
собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует
и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских
отношений со сверстниками. Познание другого, похожего на меня, дает
возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.
Именно в силу психологической
ценности отношений со сверстниками происходит постепенная
замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего
школьника) на ведущую деятельность общения.
Таким образом, постепенно меняются
приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности
будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех
(или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную
роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия
подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже
конфликт.
Учитывая при этом физиологические
особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных
функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную
нестабильность подростков.
В большинстве случаев сами
пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
·
разные
учителя (всех необходимо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
·
непривычное
расписание (новый режим);
·
новые
кабинеты, которые расположены на разных этажах;
·
новые дети в
классе (или я сам в новом классе);
·
новый
классный руководитель;
·
в средней
школе мы снова самые маленькие, а в начальной были уже большими;
·
взаимоотношения
со старшеклассниками (например, в столовой или в туалетной комнате).
·
возросший
темп работы (не успевают быстро писать);
·
возросший
объем работы дома и на уроке.
Признаки успешной адаптации
пятиклассника:
· удовлетворенность ребенка процессом
обучения;
· ребенок легко справляется с
программой;
· степень самостоятельности ребенка
при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого
лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
· удовлетворенность межличностными
отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации пятиклассника:
·
усталый,
утомленный вид ребенка;
·
беспокойный
ночной сон;
·
трудности
утреннего пробуждения, вялость;
·
постоянные
жалобы на плохое самочувствие;
·
нежелание выполнять
домашнее задание;
·
негативные
характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
·
нежелание
делиться впечатлениями о проведенном дне;
·
повышенная
тревожность, страх не соответствовать ожиданиям окружающих;
·
жалобы на те
или иные события, связанные со школой;
·
стремление
при разговоре отвлечь родителей от школьных событий,
переключить внимание на другие темы.
Как помочь ребенку в этот сложный
период?
·
безусловно принимать ребенка, несмотря на некоторые неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может столкнуться;
·
попытаться
создать условия для развития
самостоятельности (обязательные домашние обязанности);
·
развивать
волю ребенка, приучать его к режиму дня;
·
спланировать
свободное время ребенка;
·
ненавязчиво контролировать (пятиклассник считает себя
взрослым, но это еще ребенок и он нуждается в ненавязчивом контроле);
·
помогать
ребенку выполнять домашние задания, но не делать их за него;
·
создать
ситуацию успеха;
·
обсуждать
школьные дела, отношения со сверстниками в семье, но никогда ребенок не должен слышать
от родителей критические замечания в адрес учителей, обязательно поддерживать авторитет учителей;
·
общаться с
одноклассниками вне школы;
·
постараться
создать благоприятный климат в семье для ребенка.
СЛОВА,
КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ
ВЕРУ РЕБЕНКА В СЕБЯ
Слова поддержки:
Зная тебя,
я уверен, что вы все сделали, хорошо.
Ты делаешь
это очень хорошо.
У тебя
есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
Это
серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя
и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Эта идея
никогда не сможет быть реализована.
Это для
тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
Поддерживать можно посредством:
- отдельных
слов (красиво, прекрасно, здорово);
- высказываний
(«Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.);
- прикосновений
(дотронуться до руки, обнять его и т.д.);
- совместных
действий (сидеть, стоять рядом и т.д.);
- выражение
лица (улыбка, кивок, смех).
Если Вас что-то беспокоит в
поведении ребенка, постарайтесь как можно быстрее помочь ребенку.
Любовь,
забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка
своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости,
обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях,
способствующим росту самооценки.
Педагог-психолог Оксана Анатольевна
Власова
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 12.09.2021
Дата публикации: 12.09.2021