Адаптация пятиклассников к условиям обучения в средней школе

12.09.2021

        Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях, обладает эмоциональной гибкостью.        

       По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

         Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей в первые месяцы обучения в средней школе. Такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеоб­разием возраста.

 

Возрастные психологические особенности пятиклассников

         Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологи­чески этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования млад­шего подростка.

         Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противо­стоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уни­кальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверитель­но-дружеских отношений со сверстниками. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.

        Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. 

        Та­ким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способ­ности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно вли­яет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способ­ности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоцио­нального благополучия подростка. В противоположном слу­чае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

Учитывая при этом физиологические особенности пубертат­ного возраста (рассогласование темпов роста и развития раз­личных функциональных систем и т.п.), можно понять и край­нюю эмоциональную нестабильность подростков.

 

В боль­шинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в шко­ле стало сложнее, потому что:

·      разные учителя (всех необходимо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);

·      непривычное расписание (новый режим);

·      новые кабинеты, которые рас­положены на разных этажах;

·      новые дети в классе (или я сам в новом классе);

·      новый классный руководитель;

·      в средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной были уже большими;

·      взаимоотношения со старшеклассниками (например, в столовой или в туалетной комнате).

·      возросший темп работы (не успевают быстро писать);

·      возросший объем работы дома и на уроке.

 

Признаки успешной адаптации пятиклассника:

·     удовлетворенность ребенка процессом обучения;

·     ребенок легко справляется с программой;

·     степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

·     удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

 

Признаки дезадаптации пятиклассника:

·      усталый, утомленный вид ребенка;

·      беспокойный ночной сон;

·      трудности утреннего пробуждения, вялость;

·      постоянные жалобы на плохое самочувствие;

·      нежелание выполнять домашнее задание;

·      негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;

·      нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;

·      повышенная тревожность, страх не соответствовать ожиданиям  окружающих;

·      жалобы на те или иные события, связанные со школой;

·      стремление при  разговоре  отвлечь  родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.Хочу такой сайт

 

Как помочь ребенку в этот сложный период?

·      безусловно принимать ребенка, несмотря на некоторые неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

·      попытаться создать условия для развития самостоятельности (обязательные домашние обязанности);

·      развивать волю ребенка, приучать его к режиму дня;

·      спланировать свободное время ребенка;

·      ненавязчиво контролировать (пятиклассник считает себя взрослым, но это еще ребенок и он нуждается в ненавязчивом контроле);

·      помогать ребенку выполнять домашние задания, но не делать их за него;

·      создать ситуацию успеха;

·      обсуждать школьные дела, отношения со сверстниками в семье, но никогда ребенок не должен слышать от родителей критические замечания в адрес учителей, обязательно поддерживать авторитет учителей;

·      общаться с одноклассниками вне школы;

·      постараться создать благоприятный климат в семье для ребенка.

 

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ  ВЕРУ РЕБЕНКА В СЕБЯ

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему.

 

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, что ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

 

Поддерживать можно посредством:

- отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово);

- высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.);

- прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.);

- совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.);

- выражение лица (улыбка, кивок, смех).

       

        Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно быстрее помочь ребенку.

        Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.

     

Педагог-психолог Оксана Анатольевна Власова 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 12.09.2021

Дата публикации: 12.09.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».