Нетрадиционные формы массовой работы в школьной библиотеке

01.01.2017

Е.В. Бычкова, педагог-библиотекарь МАОУ СОШ №5, ГО Богданович

 

Нетрадиционные формы массовой работы в школьной библиотеке

Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение, особенно чтение книг, всегда было делом престижным и значимым. В настоящее время идет интенсивный поиск новых эффективных путей приобщения к чтению современных школьников. Школа в данном случае призвана провести ученика  по этому трудному пути, помогая ему и направляя его.

            Большую роль в приобщении к культуре чтения играют и библиотеки. Миссия библиотеки сегодня – продвигать идею чтения в умы нового поколения, защищать его ценности, раскрывать творческий потенциал. Выполнить эту миссию значит:

           - поддержать статус чтения в сознании детей;

           - убеждать каждого ребёнка в значимости чтения для него;

           - удивлять уникальностью этого процесса;

           - доказывать незаменимость и несводимость чтения к потреблению           информации;

           - формировать готовность к чтению как собственной творческой самореализации, развивать соответствующие способности;

           - выявлять и использовать читательский опыт как ценность культуры и основу развития личности.

      Физиологами установлено, что у не читающих людей снижена скорость биотоков в мозгу. Не работающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется и «заболевает». Заболевание мозга перекидывается, прежде всего, в нравственную сферу. Как говорил Ф. Тютчев: «Всякое послабление умственной жизни общества неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов». Именно чтение, более чем что-либо другое, дает максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с этим – от душевной черствости, от нетерпимости, ксенофобии, от интеллектуального оскудения.Хочу такой сайт

        Наша задача состоит в том, чтобы раскрыть детям уникальную ценность чтения для их личностного развития и представить это традиционное «скучное занятие» как явление «удивительное, и чудесное», которому по силе озарения, вдохновения и оживления нет равных в мире. Разве не чудо – видеть невидимое, из чужих слов оживлять персонажей, делать их своими собеседниками и друзьями, перевоплощаться в другое лицо и его глазами увидеть мир? А в одной жизни пережить сотни других? Можно прибавить к этому способность чтения снимать физическую и душевную боль.

       Школьные библиотекари наравне с педагогами озадачены проблемой чтения и проявляют творческую активность в продвижении книги и организации чтения. Приспосабливаясь к требованиям времени, находят новые активные и интерактивные формы работы. Одной из задач библиотеки является совершенствование библиотечных технологий, нетрадиционных и традиционных форм индивидуальной и массовой работы с читателями, основанной на личностно ориентированном подходе к ребенку. В деятельности  библиотеки появилось много инновационных подходов, пересмотрены традиционные формы работы. В своей практике я стала использовать нетрадиционные мероприятия, которые интересны для современных читателей.

В последние несколько лет в зарубежных странах и в России приобрёл популярность флешмоб. Вот и мы решили в школе с помощью флешмоба привлечь учащихся к чтению книг. В фойе школы звучали песни о книге. Ребята раздавали родителям листовки с призывом детского писателя Григория Остера: «Читайте детям не нотации, а книги». На дверях каждого кабинета были развешаны плакаты с высказываниями и пословицами о книге: «Книги не говорят, а правду сказывают», «Одна книга тысячу людей учит» и другие. В библиотеке выдавались «Памятки для читателя». Но самое главное действие – флешмоб «Ощути радость чтения» - проходил на третьей перемене. Учащиеся старших классов держали в руках плакаты со слоганами о чтении: «Скажи книге – Да!», «Брось мышку! Возьми книжку!», а остальные читали книги. Этой акцией учащиеся и педагоги хотели продемонстрировать, что книга и чтение до сих пор востребованы в нашей школе.

Популярными стали в нашей работе акции.  Одна из них была проведена в торговом центре. Шестиклассники представили плакаты о книге и роли чтения, десятиклассники прочитали стихи великих русских поэтов о книге - величайшей нравственной ценности, кладези мудрости и бесценного тысячелетнего опыта предшествующих поколений. Проникновенное чтение стихов поэтов серебряного века О. Мандельштама и А. Ахматовой не оставил равнодушным никого из слушателей, присутствующих на 1 этаже торгового центра. Участники книжной акции получили не только благодарность слушателей, но и приглашение в торговый центр для проведения подобных мероприятий в будущем, чтобы вновь звучало «золото русской речи». Участвуя в акции «Хорошую книгу в добрые руки», учащиеся  приносили свою собственную прочитанную книгу и обменивали её на книгу, которую приносил другой ученик. Результат этой акции – каждый из участников прочитал на одну книгу больше. С интересом для детей прошла акция «Прочитал сам – дай прочитать другим». Педагоги нашей школы принесли книгу из своей личной библиотеки с отзывом о ней и с рекомендацией прочитать её.

С целью продвижения книги и чтения на сайте школы к Году литературы открыт блог «Читательский клуб». Учащиеся нашей школы могут поделиться со всеми своими эмоциями и мыслями о прочитанной книге.

Все эти перечисленные  мероприятия формируют читательскую культуру современника. Участвуя в них, каждый учащийся проявляет активность, свои знания, способности и дарования.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что обязательным условием успешной массовой работы школьной библиотеки является тесное взаимодействие с другими структурными подразделениями школы, с учителями предметниками.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».