Теоретические аспекты в работе педагога и родителей в рамках ведения курса ОРКиСЭ.

01.01.2017

Хотелось бы свое выступление начать высказыванием Великого писателя Л.Н.Толстого «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, и как можно больше добра»

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом, и государством в целом. Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, уважения к человеку и т.д. 

В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностным идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно-приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию. Все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Результаты комплексного всероссийского социологического исследования показали, что в современном российском обществе формируется своя нормативная система, определяющая повседневные практики людей. Если в советский период доминировали такие нормы, как работа на благо общества, готовность прийти на помощь другому, то сегодня в 1,5 раза уменьшилось число людей, стремящихся работать как можно лучше, в 2,5 раза увеличилось число занятых только собой. Более половины респондентов хотели бы взять от общества как можно больше и дать как можно меньше.

Возникла и другая проблема.Современные родители мало говорят со своими детьми. Исследования показывают, что в среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут сутки, отец еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все это так, но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

Для сравнения вернемся в прошлое.

На Руси на протяжении многих веков семья была незыблемой силой. Забота о детях была первостепенной задачей. Семья была носителем духовных и культурных образцов. В семье ребенок обучался социальным ролям. За последние годы институт семьи утерян. На смену нравственным понятиям пришли алчность, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания. При живых родителях растет количество детских домов. Поэтому назрел вопрос о возрождении устоев.

Новый нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым родным для него человеком.

Новый предмет позволяет заметно расширить содержание общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. У каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история знания добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание предмета ОРКИСЭ.

    Учебный курс ОРКиСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой, направлен на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Преподавание предмета обязывает организовать социальное партнерство семьи и школы, доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.

Работа в рамках модуля проходила в несколько этапов. Первый этап прошел в марте месяце. Было проведено родительское собрание по теме «Об изменениях в содержании образования и введении курса ОРКСЭ». Тогда же было проведено анкетирование родителей по выбору модуля и отношению к введению курса. Анкетирование показало настороженность, беспокойство родителей, так как они в полной мере не владели информацией о содержании курса и еще не сформировали собственное отношение. По выбору родителей преподавание велось по модулю «Основы светской этики».

Также родители имели возможность посещать уроки в рамках модуля, им оказывалась консультативная помощь по подготовке домашних заданий. Они принимали участие в организации и проведении КТД в рамках модуля по теме «Бесценный дружеский союз».      

  Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития. Что проявляется в формировании:

– основ российской гражданской идентичности, начиная с первой темы курса единой для всех модулей – «Россия наша Родина»;

– ценностей многонационального российского общества (это первая часть каждого модуля, с 1 по 18 уроки, которая заканчивается обобщением с непосредственным участием родителей, привлекаемых в процессе изучения всего учебного материала модулей);Хочу такой сайт

– гуманистических ценностей, их взаимосвязей на основе материала внутри модуля, посвященного конкретным вопросам изучения культур во взаимосвязи со своей национальной и этнической принадлежностью;

– толерантного отношения к культуре, истории и традициям других народов в рамках общечеловеческих ценностей;

– уважительного отношения к Российской многонациональной культуре, путем формирования, в том числе, и эстетических, духовно-нравственных потребностей и установок.

Результатом проведённых уроков по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.       В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе, коллективной.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

  Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».