Родительская любовь – сущность и ценность

01.01.2017

Родители - это первая среда развития ребенка. По своей роли родители несравнимы с различными социальными институтами, так как именно родителями формируется и развивается личность ребенка. Опыт, который был получен ребенком в отношениях с его родителями, является фундаментальным для всей его жизни.

Для ребенка жизненно необходимым является то, чтобы родители его любили. На раннем этапе родители обеспечивают удовлетворение практически всех потребностей ребенка, в том числе потребность в любви, ласке и привязанности. Потребность в родительской любви является одной из наиболее сильных, длительных потребностей человека.

Родительская любовь является значимой ценностью для детей и для родителей. Любовь к ребенку – это источник его физического и эмоционального здоровья. Родитель же испытывает потребность в том, чтобы отдавать свою любовь ребенку. Родитель желает стать опорой для своего ребенка, стремиться защитить его, при этом испытывая истинную радость. 

Для личности, сформировавшейся в результате депривации родительской любви, характерны ощущение пустоты, стремление к близости, потребность в заботе.

Так что же такое родительская любовь?

Родительская любовь – сложна, она относится к разряду высших чувств человека. Очевидным также является то, что идеала родительской любви нет.

«Родительская любовь - это источник и гарантия эмоционального благополучия, поддержа­ния телесного и душевного здоровья» (А.С. Спиваковская).

 «Родительская любовь — это глубокое и не раз осмысленное чув­ство» (А.Я. Варга).

«Родительская любовь – это способность чувствовать сердцем тончайшие духовные по­требности человека, которая передается от отца и матери ребенку без каких-либо слов и объяснений, передается примером» (В.А. Сухомлинский).

Любовь родителей является безусловным высшим чувством, что означает любить ребенка независимо от его качеств, особенностей, достоинств и недостатков.

Если говорить о типах родительской любви, то А.С. Спиваковская выделяет следующие – это действенная любовь (близость, уважение, симпатия), отстраненная любовь (большая дистанция между родителем и ребенком, уважение и симпатия), действенная жалость (близость, отсутствие уважения, симпатия), снисходительное отстранение (большая межличностная дистанция, неуважение и симпатия), отвержение (большая межличностная дистанция, неуважение, антипатия), презрение (малая межличностная дистанция, неуважение, антипатия), преследование (близость, антипатия), отказ (большая межличностная дистанция, уважение, антипатия).

Стоит отметить то, что в процессе развития ребенка отношение родителя к ребенку изменяется, приобретая тем самым черты того или иного типа родительской любви.

По убеждению В.А. Сухомлинского существуют следующие виды уродливой родительской любви:

  1. Любовь умиления - данная любовь «развращает» душу ребенка, это неразумная любовь, ребенок в результате не знает таких понятий как «можно» и «нельзя»;
  2. Любовь деспотическая - родитель упрекает ребенка во всем, при этом говорит, что делает это, т.к. любит ребенка и желает ему добра, ребенок в результате ожесточается;
  3. Любовь откупа - родитель обеспечивает все материальные потребности ребенка, но окружает ребенка атмосфера пустоты и убожества.

Какие уровни развития родительской любви можно выделить?

Так В.Н. Мясищев считает, что существуют следующие уровни, это:

  1. Перцептивный уровень – на данном уровне происходит формирование психофизиологического взаимодействия между родителем и ребенком.
  2. Эмоциональный уровень - родительская любовь на данном уровне является энергетической силой развития детско-родительских отношений, личности родителя и ребенка.
  3. Личностный уровень - родительская любовь начинает регулироваться рациональным началом, данный уровень включает позиции родителей и их ценностные ориентации.

Между тем все вышеперечисленные уровни родительской любви находятся в единстве.Хочу такой сайт

Рассмотрим составные части родительской любви – это любовь материнскую и любовь отцовскую.

По убеждению Р.В. Овчаровой материнская и отцовская любовь на­ходятся в единстве, определяя родительскую любовь как некоторую целостность.

Любовь матери к ребенку является первой и наиболее значимой стороной родительской любви. Мать посредством своей любви способствует тому, что у ребенка возникает чувство доверия к миру, которое так необходимо для его нормального, гармоничного развития. Материнская любовь воспитывает у ребенка внимание к людям, чуткость, умение помогать, сострадать, быть верным и надежным человеком. По сравнению с отцовским чувством материнское чувство носит более снисходи­тельный характер и окрашено оно  более теплыми эмоциями.

Депривация же материнской любви на развитие ребенка влияет отрицательно, это сказывается на его физическом, умственном, эмоциональном и социокультурном развитии.

Ввиду чего дети, лишенные материнской любви, отличаются холодностью и неспособностью самим любить.

Второй составляющей родительской любви является любовь отца. Любовь отца играет значительную роль в развитии личности ребенка, его воспитании, она дает ребенку ощущение благополучия. Эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. Отец воплощает долг, совесть, закон, является авторитетом. Отец по сравнению с матерью отличается большей сознательностью и рациональностью в своих чувствах.

Любовь матери в большей степени обусловлена биологическими причинами, эмоциональный компонент является доминирующим, тогда как, у отцов преобладает социальная составляющая родительской любви. Материнская любовь является относительно статичным феноменом, любовь отца же феномен динамичный. Также по сравнению с любовью матери любовь отца воспитывать необходимо в большей степени.

Любовь отца и матери является огромной силой в развитии и воспитании ребенка. Ребенок в процессе жизни нуждается в обеих сторонах роди­тельской любви.

Очень важно осознавать, что формируется родительская любовь в процессе ожидания и воспитания ребенка. А лучшим и естественным методом воспитания ребенка является родительская любовь.

Спасибо Вам за то, что Вы любите своих детей, наших учеников.

О.А. Власова, педагог-психолог

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2018

Дата обновления: 23.10.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».