01.01.2017
Люди, какие они есть, и какими мы их видим.
Все что мы знаем, знали и когда либо будем знать дает нам наше восприятие (перцепция), которое и формирует субъективную картину мира каждого.
Социальному восприятию, которое имеет место быть при межличностном и групповом общении, присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, именуемые эффектами или ошибками восприятия, иначе фокусы нашего мозга:
- Эффект ореола— общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные, но додумываемые черты характера, свойства личности, особенности.
- Эффект первого впечатления— первая полученная информация кажется важнее последующей. На этом эффекте базируется любовь с первого взгляда.
- Эффект новизны— новой информации о неожиданном поведении хорошо знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее. Т.е. эта информация “перечеркивает” всю предыдущую.
- Эффект роли— поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность. Например, актерам приписывают качества, присущие личностям, в которых они воплощаются на экране, сцене в силу своей профессии.
- Эффект присутствия— чем больше человек профессионал в какой-то области, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
- Эффект авансирования— к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее, но несуществующих достоинств.
- Эффект снисходительности— преувеличиваются позитивные черты и недооцениваются негативные.
- Эффект гипервзыскательности— преувеличиваются негативные черты и недооцениваются позитивные.
- Эффект физиогномической редукции— вывод о каких-то чертах характера делается на основе черт внешности.
- Эффект красоты — внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
- Эффект ожидания — ожидая от человека определённой реакции, поведения, отношения, мы провоцируем его на них, и в итоге с большой вероятностью их получим.
- Внутригрупповой фаворитизм— “свои” кажутся лучше, чем “чужие”.
- Презумпция взаимности— человек считает, что “другой” относится к нему так, как он сам относится к “другому”.
- Феномен предположения о сходстве— человек считает, что “свои” относятся к остальным людям так же, как он сам.
- Эффект проекции— человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, чертами характера, особенностями, как он сам.
Не делайте поспешных выводов, посмотрите на ситуацию с разных сторон. Меньше доверяйте мнению других и больше своему.
Учитывайте то, что люди, с которыми вы общаетесь, также склонны к эффектам восприятия или фокусам мозга.
Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.10.2018
Дата обновления: 23.10.2018
Дата публикации: 01.01.2017