18.10.2021
Школа
– это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен
детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен
и периметром двора. Все люди, которые собрались внутри этих границ, очень
разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному
положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым
поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди
находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между
собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.
Можно
ли в таких условиях совсем-совсем обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это
уже будет что-то из разряда утопии. А поскольку Томасом Мором никто из нас себя
не считает, давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем
проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.
Итак,
школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их
родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими
потерями для всех сторон.
Зачастую
для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам
самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. Это классический
случай из судебной практики: выслушав по очереди каждого из участников
конфликта, судья выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно
беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым (а иначе откуда бы
взялось столько апелляций?). Это порождает новый виток проблем.
И
вот тут-то на помощь приходит третья сторона, нейтральное лицо – медиатор (от
лат. mediatio – посредничество).
Но
медиация – это не третейский суд. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем
случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не
подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы модерирует беседу, то есть
просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им
оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения
спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Обидчик
обязательно должен компенсировать нанесенный им ущерб. Суть процесса медиации в
том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной
степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а
договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого
внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они
понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в
школе называют службой примирения.
Цель
медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. И в
этом, пожалуй, и состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного
судебного разбирательства.
Служба
медиации также функционирует в МАОУ СОШ № 5 в 215 кабинете.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.10.2021
Дата обновления: 20.10.2021
Дата публикации: 18.10.2021