Помощь психолога для родителей, чьи дети готовятся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ

11.01.2021

Уважаемые родители! Ваши дети и Вы вместе с ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче ОГЭ/ЕГЭ.

Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек развивается, взрослеет.

Психологическая подготовка и поддержка ребенка со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.

Вначале Вам важно определить, насколько Ваш ребенок способен переносить стрессы. На этой основе Вы можете определить сами способы его поддержки.

Подростки с хорошей переносимостью стрессов:

 · С детства отважны, не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к ним.

· Отличаются большим интересом ко всему окружающему, все исследуют.

· Самостоятельно учатся уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не снижается и даже улучшается.

· Им всегда нравились самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений – они предвкушают их, как спортсмены важных стартов.

· К прежним экзаменам они готовились самостоятельно и показывали хорошие результаты.

· Во время контрольных и экзаменов они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет мышление и сообразительность.

· Они с удовольствием делятся с Вами своими достижениями, в том числе в учебе и на экзаменах.

· Неудачи на экзаменах не вызывали у них переживаний своей неполноценности, пессимизма, они «не опускали рук», а, наоборот, у них возникал азарт, стремление достичь успеха.

 

Помощь родителей

Такие подростки требуют подхода к ним как к взрослым. Вам не надо развивать у них саму способность преодолевать стрессы, так что ваша поддержка должна сводиться к активизации у детей имеющихся ресурсов преодоления стрессов. Укажем основные направления помощи:

 

Психофизиологическая помощь

· Питание – регулярное, лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.

· Больше витаминов – овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.

· Режим дня: не заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном - около часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.

· Подростку оптимально заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в них приемов переключения внимания (указаны ниже).

· Домашняя физиотерапия: прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны (хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром – интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).

· На время подготовки к ОГЭ/ЕГЭ лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.

 

Помощь репетиторов

Этот вид помощи не является обязательным, решение о нем принимается после консультации семьи с преподавателями школы с решающим словом за подростком. Начинать занятия надо с тех предметов, которые он выбрал, по которым подросток чувствует себя менее уверенно, это сразу снижает уровень тревожности.

 

Индивидуальные психологические методы

Приемы переключения внимания, применяются в перерывах между занятиями. К типичным приемам относятся следующие:

· Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.

· Чтение книг или просмотр фильмов – приключения, юмор.

· Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.

· Непродолжительное общение с друзьями по телефону. Хочу такой сайт

·Аутогенная тренировка (аутотренинг). Применяются разные варианты самовнушений. Можете предложить своему ребенку мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой себя за каждый из них. Мысленное моделирование картин будущей учебы и работы, а на этом фоне – произнесение формул самовнушения с обоснованием выбора будущей учебы и работы. Классический аутотренинг: самовнушение в положении лежа или полулежа расслабления в руках и ногах; затем – теплоты и тяжести в них; затем – ровного и спокойного дыхания, а на этом фоне – внушение успокоения и готовности к успеху; наконец – произнесение формул бодрости и выхода из сеанса аутотренинга.

 

Семейная психотерапия

Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:

Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.

Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.

Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов. Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.

Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

   

Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе:

 

· С детства некоторые подростки отличаются страхами: он боится остаться один, темноты, животных, высоты, незнакомых.

· Позже, при подготовке к школе и в младших классах, к ним присоединяются страхи проявить инициативу, самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов, ответов на уроке, особенно – у доски.

· Чтобы избежать стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят освобождения от экзаменов), сказываются больными.

· Стараются оттягивать приготовление домашних уроков под разными предлогами.

· На контрольных и экзаменах они сильно переживают и у них ухудшается мышление («ничего не могут сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной ситуации решили бы без труда.

· Они пытаются скрывать от родителей свои неудачи в учебе, отчего развиваются навыки защитной лживости.

· Подолгу переживают из-за низких оценок или, наоборот, те не вызывают у них стремления их улучшить, а лишь обостряют попытки уклониться от учебы.

· Ранее имели периоды трудностей в учебе и ухудшения успеваемости – в начале учебы в 1-2-м классе, при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах.

 

Помощь родителей

 

Подростки с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе нуждаются в непрерывной поддержке родителями и в длительной подготовке к ОГЭ/ ЕГЭ – в течение всего года учебы.

Сущность такой подготовки – повышение у детей способности переносить стрессы, быть самостоятельными и организованными. Укажем основные направления помощи:

 

Психофизиологическая помощь

Аналогична помощи предыдущей группе, а, кроме того, включает направления, специально рассчитанные для данного типа детей.

· Удлинение сна до 9-10 часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна.

· Учащение вашего физического контакта с ребенком – обниманий и ласки.

· Приготовление ребенку его любимых блюд.

· Получение у врача (детского невропатолога, психотерапевта, психиатра) лечения, укрепляющего и успокаивающего нервную систему ребенка (отметим, что современное успокаивающее лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3 месяца до ОГЭ/ЕГЭ.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 17.01.2021

Дата обновления: 17.01.2021

Дата публикации: 11.01.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».