11.01.2021
Уважаемые родители! Ваши дети и Вы вместе с
ними вступили в ответственный период жизни – подготовки к сдаче ОГЭ/ЕГЭ.
Экзамены – это испытание для личности в любом
возрасте, особенно – в подростковом. Экзамены - настоящий стресс. Стресс - это
реакция мобилизации всех физических и психологических сил человека, активизации
его опыта преодоления кризисных ситуаций. Преодолевая стрессы, человек
развивается, взрослеет.
Психологическая подготовка и поддержка ребенка
со стороны семьи – важнейшая составляющая его успеха на экзаменах.
Вначале Вам важно определить, насколько Ваш
ребенок способен переносить стрессы. На этой основе Вы можете определить сами
способы его поддержки.
Подростки
с хорошей переносимостью стрессов:
·
С детства отважны, не только не боятся риска и опасностей, но и стремятся к
ним.
· Отличаются большим
интересом ко всему окружающему, все исследуют.
· Самостоятельно учатся
уже с начальных классов, а при переходе в средние классы их успеваемость не
снижается и даже улучшается.
· Им всегда нравились
самые разные ситуации испытания их способностей, знаний и умений – они
предвкушают их, как спортсмены важных стартов.
· К прежним экзаменам
они готовились самостоятельно и показывали хорошие результаты.
· Во время контрольных и
экзаменов они волнуются, но это делает их более собранными, ускоряет мышление и
сообразительность.
· Они с удовольствием
делятся с Вами своими достижениями, в том числе в учебе и на экзаменах.
· Неудачи на экзаменах
не вызывали у них переживаний своей неполноценности, пессимизма, они «не
опускали рук», а, наоборот, у них возникал азарт, стремление достичь успеха.
Помощь
родителей
Такие подростки требуют подхода к ним как к
взрослым. Вам не надо развивать у них саму способность преодолевать стрессы,
так что ваша поддержка должна сводиться к активизации у детей имеющихся
ресурсов преодоления стрессов. Укажем основные направления помощи:
Психофизиологическая
помощь
· Питание – регулярное,
лучше 5 раз в день, но не есть перед сном.
· Больше витаминов –
овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и
апельсинов.
· Режим дня: не
заниматься по ночам – заканчивать занятия не позже 22:00; перед сном - около
часа отдыха и переключения внимания; сон не меньше 8-ми часов.
· Подростку оптимально
заниматься периодами по 1,5 часа с получасовыми перерывами и с применением в
них приемов переключения внимания (указаны ниже).
· Домашняя физиотерапия:
прохладный или контрастный душ с утра; вечером – успокаивающие теплые ванны
(хвойные, ароматизированные); массаж головы и шейно-воротниковой зоны (утром –
интенсивный, стимулирующий, вечером – слабыми прикосновениями, успокаивающий).
· На время подготовки к ОГЭ/ЕГЭ
лучше исключить работу в Интернете, если этого не требует сама подготовка.
Помощь
репетиторов
Этот вид помощи не является обязательным,
решение о нем принимается после консультации семьи с преподавателями школы с
решающим словом за подростком. Начинать занятия надо с тех предметов, которые
он выбрал, по которым подросток чувствует себя менее уверенно, это сразу
снижает уровень тревожности.
Индивидуальные
психологические методы
Приемы переключения внимания, применяются в
перерывах между занятиями. К типичным приемам относятся следующие:
· Прослушивание музыки,
успокаивающей подростка.
· Чтение книг или
просмотр фильмов – приключения, юмор.
· Легкая гимнастика
(аэробика) под бодрящую музыку.
· Непродолжительное
общение с друзьями по телефону.
·Аутогенная тренировка
(аутотренинг). Применяются разные варианты самовнушений. Можете предложить
своему ребенку мысленно воспроизводить картины своих прежних успехов с похвалой
себя за каждый из них. Мысленное моделирование картин будущей учебы и работы, а
на этом фоне – произнесение формул самовнушения с обоснованием выбора будущей
учебы и работы. Классический аутотренинг: самовнушение в положении лежа или
полулежа расслабления в руках и ногах; затем – теплоты и тяжести в них; затем –
ровного и спокойного дыхания, а на этом фоне – внушение успокоения и готовности
к успеху; наконец – произнесение формул бодрости и выхода из сеанса
аутотренинга.
Семейная
психотерапия
Необходимо создать для подростка благоприятную
психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с
экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:
Более частый контакт родителей с ребенком – в
перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном.
Совместное и ежедневное подведение позитивных
итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого
успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в
подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.
Совместные с ребенком воспоминания о прошлых
успехах в сдаче экзаменов. Вы можете рассказать ребенку о своих собственных
переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного
преодоления.
Стиль общения с ребенком – оптимистический,
задорный, с юмором.
Подростки
с низкой переносимостью стрессов и неразвитой способностью к учебе:
· С детства некоторые
подростки отличаются страхами: он боится остаться один, темноты, животных,
высоты, незнакомых.
· Позже, при подготовке
к школе и в младших классах, к ним присоединяются страхи проявить инициативу,
самостоятельность, начать дело, допустить ошибку, страх оценки результатов,
ответов на уроке, особенно – у доски.
· Чтобы избежать
стрессов, связанных с испытаниями, дети пытаются избежать их (например, просят
освобождения от экзаменов), сказываются больными.
· Стараются оттягивать
приготовление домашних уроков под разными предлогами.
· На контрольных и
экзаменах они сильно переживают и у них ухудшается мышление («ничего не могут
сообразить»); в результате они не решают даже те задачи, которые в спокойной
ситуации решили бы без труда.
· Они пытаются скрывать
от родителей свои неудачи в учебе, отчего развиваются навыки защитной лживости.
· Подолгу переживают
из-за низких оценок или, наоборот, те не вызывают у них стремления их улучшить,
а лишь обостряют попытки уклониться от учебы.
· Ранее имели периоды
трудностей в учебе и ухудшения успеваемости – в начале учебы в 1-2-м классе,
при переходе в 5-6-е классы, при усложнении программы в 8-9-м классах.
Помощь
родителей
Подростки с низкой переносимостью стрессов и
неразвитой способностью к учебе нуждаются в непрерывной поддержке родителями и
в длительной подготовке к ОГЭ/ ЕГЭ – в течение всего года учебы.
Сущность такой подготовки – повышение у детей
способности переносить стрессы, быть самостоятельными и организованными. Укажем
основные направления помощи:
Психофизиологическая
помощь
Аналогична помощи предыдущей группе, а, кроме
того, включает направления, специально рассчитанные для данного типа детей.
· Удлинение сна до 9-10
часов в сутки, можно с выделением из него 2-3 часов дневного сна.
· Учащение вашего
физического контакта с ребенком – обниманий и ласки.
· Приготовление ребенку
его любимых блюд.
· Получение у врача
(детского невропатолога, психотерапевта, психиатра) лечения, укрепляющего и
успокаивающего нервную систему ребенка (отметим, что современное успокаивающее
лечение не только не тормозит нервную систему, а, наоборот, способно
стимулировать интеллект и работоспособность); начинать лечение следует за 1-3
месяца до ОГЭ/ЕГЭ.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.01.2021
Дата обновления: 17.01.2021
Дата публикации: 11.01.2021