06.11.2020
Выбор профессии
– задача не из легких Выбор профессии – один из главных жизненных выборов,
совершаемых человеком в
юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.
Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным
числом (около 40 тысяч), а их мир представляет собой подвижную картину: одни
профессии появляются, другие исчезают.
Не спрашивайте себя, какая профессия
подходит моему ребенку! Спросите себя, какой профессии подходит ваш ребенок!
Считается, что есть 3 способа выбирать профессию.
I
способ – это метод проб и
ошибок. В этом случае человек идет вслепую. Пробует себя в различных сферах
деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить
ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда. Но согласитесь
- на это может уйти половина человеческой жизни.
II
путь - изучение себя,
своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти,
внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной
профессии. И лишь когда уже получены знания о себе, можно познакомиться с миром
профессий. Узнать свои возможности в выбираемом направлении и требования
профессии к человеку. Вот тогда выбор может быть осмысленным.
Есть
еще III путь –
династийный. Путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Выбор
пути династии. Он возможен только в том случае, если это традиция семьи,
которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того, чтобы
поколение за поколением были верны традиции выбора профессии, нужно много
составляющих. Но главное - это отношение взрослых, уже состоявшихся людей, к
своей профессии, влюбленность в свое дело.
Вам вместе с детьми
предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить
одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость;
во-вторых, доступна и посильна; в-третьих, нужна людям и обществу.
В выборе
должны соединяться три «начала»:
Я МОГУ: Способности и возможности. О своеобразии своих
способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в
самых разнообразных видах деятельности.
Следует учитывать, что некоторые профессии предполагают наличие
природной одаренности (артист, художник, композитор, спортсмен, поэт и
др.), или неординарных способностей, или
особого развития сенсорных систем (креативный директор, журналист,
дегустатор). Ряд профессий
экстремального характера предъявляет повышенные требования к нервной системе
(спасатель МЧС, летчик-испытатель, пожарный, врач-хирург).
Я ХОЧУ: Интересы и желания.
Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть
свободного времени. Это – интересы, подкрепленные определенными способностями.
Выясните, какие профессии соответствуют интересным для вас занятиям. Посмотрите
также, чем занимаются смежные специалисты. Не лишним будет вспомнить, о чем вы
мечтали в детстве, кем уже тогда хотели стать. Часто бывает так, что детские
мечты находят отклик в будущем взрослого человека. Проанализируйте и свои
амбиции: будет ли приносить интересная вам профессия желаемый доход, уровень
жизни, удовлетворять ваши духовные и материальные потребности, устраивать вас
по затратам и результатам?
Взрослые любят
спрашивать у детей: «Кем ты хочешь быть?». Умные дети понимают, что взрослые сами
правильного ответа не знают.
А правильный вопрос
совсем другой. «Кем ты можешь стать?» — вот какой правильный вопрос.
НАДО: «нужны ли стране
такие специалисты?» Востребована ли профессия, освоить которую вы решили? Что
вы сможете предложить в ней, чтобы ваш труд всё-таки был востребован? Нужны
могут быть какие угодно люди. Рассмотрите материальную сторону вопроса. Нужно
ли будет в связи с карьерой уезжать в другой
город. Будьте динамичнее и учитесь отвечать запросам времени. Следите за
появлением новых профессий и направлений. Так вы сможете назвать себя
человеком, который востребован временем. Самое верное – не допускать пустые
капризы в сферу своих желаний, но и не увлекаться «востребованностью». Прежде
всего, следует учиться адекватно оценивать свои способности. Всегда
настраивайтесь на учебу: любая профессия тем и отличается от труда, что требует
специальной подготовки.
Иными словами, задача
заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
1) интересна и привлекательна для вас;
2) соответствует вашим способностям;
3) пользуется спросом на рынке труда.
6 ТИПОВЫХ ОШИБОК ПРИ
ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
1. Отношение к выбору профессии как
к нечто неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий,
должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов
достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Не бойтесь того, что выбор
профессии сейчас фатальным образом определит всю вашу судьбу. Изменение выбора,
освоение новой специальности сделает вас ценным специалистом, востребованным в
междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия может пригодиться в
неожиданных жизненных ситуациях.
2. Бытующие мнения о престижности
одних профессий и непопулярности других. Экономист или юрист ничуть не более
полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна
учитываться, но только после анализа ваших интересов и способностей. В
противном случае можно избрать «модную», но совсем не подходящую вам
специальность.
3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.
Чувство группы, ориентация на сверстников − очень позитивные особенности людей
вашего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования
образа «Я» и самооценки. Поэтому оглядывайтесь на других, сравнивая (себя с
друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем вы отличаетесь от
товарищей и в чем вы сходны.
4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на
саму профессию. При выборе профессии следует учитывать, прежде всего,
особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому,
что вам нравится или не нравится человек, который занимается данным видом
деятельности.
5.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – артиста,
спортсмена, политика, журналиста. Прежде всего, стоит подумать о содержании
труда.
6. Отождествление школьного учебного
предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет,
как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много:
переводчик, экскурсовод, преподаватель и др. Поэтому при выборе профессии надо
учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
Также ориентация
исключительно на высокую заработную плату; ориентация исключительно на
комфортные условия труда; следовать указаниям родителей.
Родителям важно
знать, что степень их влияния на
профессиональный выбор ребенка колоссальна. Причем это влияние не
обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит
опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, личный
профессиональный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и
взаимоотношения с людьми как представителями профессий и многое другое.
Одна из главных задач родителей – помочь ребенку
сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных
сторонах характера, о наиболее успешной деятельности.
Таким образом, можно сформулировать «Правила
выбора профессии»:
1.
Изучить как можно больше
профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы
живете или предполагаете жить в дальнейшем.
2.
С помощью учителей и других
специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент,
черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание,
мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и
подходящую профессию
3.
Подробно изучить эту
профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии,
выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку,
изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального
роста
4.
Дать возможность
практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии
5.
Сравнить полученные знания
о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими
родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную
профконсультацию
6.
При соответствии своих
профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь
ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному
самоопределению
7.
При отсутствии такого
соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
При выборе профессии выделяются такие типы
портретов старшеклассников:
1. «Не хочу учиться» Создается впечатление, что любое обучение
дается такому школьнику с трудом уже с самого начала: на занятиях он всегда
среди отстающих, домашние задания выполняет неохотно и только под контролем.
Интерес к знаниям отсутствует. Наибольшие трудности возникают в освоении точных
предметов (математики; физики, химии). Школьник использует любую возможность
пропустить уроки. Учителя ставят «тройки» по привычке, к 8 - 9-му классу
ситуация усугубляется. Дальнейшая перспектива пугает самого молодого человека и
огорчает родителей. Если же он по воле родителей оказывается в вузе, весь
школьный сценарий повторяется. Основная проблема: скорее всего, у такого
ученика не развита знаковая (аналитическая, логическая) функция в структуре
мышления, поэтому любые абстрактные мыслительные операции закономерно
затруднены.
Что делать? Как правило, такие люди очень рано
начинают проявлять конкретные практические навыки в быту, как будто сама
природа создала практиков, способных готовить пищу, убирать помещение, копать,
строить, красить, выращивать растения и животных. Важно обратить внимание, на
что человек нацелен в наибольшей степени, и поощрять развитие практических
навыков. Следует выбирать конкретную рабочую специальность, требующую
минимальных теоретических знаний. Не рекомендуется планировать получение
высшего образования и приводить в пример успехи одноклассников.
2. «Вечный ученик».
Внешне у такого школьника
вполне благополучная перспектива: успеваемость по всем предметам ровная,
мотивация конструктивная, интерес устойчивый, дисциплина хорошая. Часто
увлекается историей, философией, правоведением, реже техническими предметами.
Кажется, ученик все «хватает на лету». Родители и учителя довольны: проблем с
поступлением не будет. Действительно, молодой человек легко поступает в вуз,
успешно, с интересом учится, затем поступает в следующий вуз и продолжает
учиться. Может пойти поработать, но долго не задерживается и идет снова
получать очередное образование. Основная проблема: человек приобретает знания
не для того, чтобы работать; он является «записывающим устройством» для разного
рода информации, которую совершенно не способен использовать на практике.
Мотивация к профессиональной деятельности либо отсутствует, либо
неконструктивна. Одной из причин подобного «портрета» может быть излишнее
внимание старших членов семьи именно к процессу учебы и постоянное
мотивирование на учебные достижения (конкурсы, олимпиады, викторины) в ущерб
формированию конструктивной профессиональной мотивации.
Что делать? Как можно чаще задавать молодому человеку
конкретные вопросы: «Зачем тебе получать именно эти знания? Как ты собираешься
применять их на практике? Где требуются специалисты подобного профиля?
Насколько эта область востребована и кем?» Такие вопросы помогут молодому
человеку задуматься о перспективах и целях образования, и он не будет
воспринимать учебу ради учебы как бесконечный и бесплодный процесс.
3. «Вечно ищущий». С
начальных классов такой школьник постоянно чем-нибудь интересуется, но
поверхностно: просит записать его в разные кружки, но посещает их не больше
нескольких месяцев. Затем увлекается чем-то другим и так же быстро бросает,
ничего не доводя до конца. Успеваемость в школе неровная, интерес к учебным
предметам переменчивый. Та же картина наблюдается в личных контактах: не умеет
и не стремится дружить, не сохраняет близкие отношения. Переменчивы не только
увлечения, но и взгляды, мнения; отсутствуют устойчивые жизненные ценности.
Такой подросток заканчивает школу без особых проблем, довольно легко поступает
в вуз или училище, но ситуация повторяется: бросает учебу или переводится в
другое учебное заведение. В худшем случае — время упущено, образования нет.
Далее проблема сохраняется: трудовая книжка пестрит самыми разнообразными
записями, аккаунты в социальных сетях обрастают огромным количеством контактов.
Такие люди контактны лишь на уровне любопытства, межличностные отношения для
них - не ценность. Могут из любопытства вступать в секты, асоциальные
группировки. Основная проблема: значительное преобладание нейронов новизны над
нейронами тождества непрерывно требует разнообразия: смены деятельности,
впечатлений, контактов. Если раньше подобное поведение было характерно для
юношей, то сегодня из-за смещения гендерных ролей оно стало проявляться и в женской
среде.
Что делать? Не будет преувеличением сказать, что
данная категория людей — самая проблемная для коррекции профессиональных
планов. Конечно, можно периодически спрашивать о том, что в жизни такого
человека имеет ценность, смысл. Ответ, скорее всего, будет рассуждением про мир
во всем мире, несовершенство человека, стремление к свободе. В подобном случае
трудно дать какие-либо общие рекомендации, необходимо как можно раньше
обратиться к специалисту на индивидуальную консультацию.
4. «Вечный ребёнок». В классе такой ученик задает больше всех
вопросов по любому поводу. Самостоятельно он не может выполнить ни одного
задания, постоянно обращается за помощью к учителям или одноклассникам; любит
«списывать». В быту так же несамостоятелен: подготовить одежду или собрать
портфель — целая проблема. Полностью зависим от мнения, взглядов, вкусов
окружающих. Сам не способен принимать решение, нести ответственность за свои
поступки и всегда ищет кого-нибудь, на кого можно ответственность переложить
(товарищи, родители, начальник, политический строй). Всю жизнь в любых
обстоятельствах — ведомый член коллектива. Отличительная особенность — в любом
возрасте разговаривает, одевается, мыслит по-детски. Таких людей называют
«пластилиновыми»: если они попадают в хорошее окружение — все идет гладко, если
в проблемную ситуацию — итог непредсказуем. Профессиональный выбор (если это
вообще можно назвать выбором) осуществляется родителями или «за компанию» с
товарищами. Кажется, что у человека полностью отсутствует собственное «я», даже
в речи преобладает местоимение «мы». Основная проблема: механизмы идентификации
(с семьей, коллективом) развиты гораздо сильнее, чем механизм обособления. Не
сформировано чувство ответственности, так как всегда рядом есть кто-то, кто
подскажет, накормит, даст денег. Очень быстро формируется паразитарное
отношение ко всем.
Что делать? Как можно раньше подчеркивать личную
составляющую в любой ситуации: «ты сделал, ты сказал, ты ответил» вместо
любимых многими родителями фраз: «мы учили, мы болели, мы сделали». Хороший
способ общения с «вечным ребенком» — переадресация вопроса: «А ты сам как
думаешь?» Желательно выделить какое-нибудь посильное дело, за которое ребенок
будет отвечать сам (например, дома — чистка обуви, уборка мусора, в классе —
уход за растениями). Со временем поручения можно усложнять, а сферу
ответственности расширять. Важно помнить, что любое качество можно развить: и
сострадание, и ответственность, и волю. Уже после этого следует выбирать
профессию: осознанный выбор может сделать только взрослый человек; ребенок
(даже биологически совершеннолетний) вообще ни на какой выбор не способен. Не
рекомендуется брать на себя решение проблем «вечного ребенка»: выполнять за
него домашние задания, устраивать на работу или в вуз, давать деньги и пр.
5. «Ментор» (женский вариант «Мальвина»). Нетрудно вспомнить хотя бы одного коллегу,
одноклассника или однокурсника, который цепляется к каждому слову, постоянно
поправляет учителя, начальника, родителей и готов до хрипоты спорить со
случайным прохожим или продавцом. Такие люди очень любят сравнивать себя с
теми, кто в чем-то уступает, могут по этому принципу создавать семьи: «я его
пожалела, с ним никто не дружит» или «она слабая, нуждается в защите».
Болезненно переживают, если кто-то оказался лучше. Завистливы и ревнивы. Такие
ученики с первого класса начинают воспитывать всех, раздражая педагогов и
одноклассников. Даже если такой ребенок старательно учится, в классе его недолюбливают:
занудство, критиканство, стремление любой ценой настоять на своем авторитета не
прибавляют. Позиция «я прав всегда, а ты не прав» проявляется так же ярко в
вузе и трудовом коллективе с теми же последствиями. Сложности возникают
буквально сразу из-за отсутствия социальной гибкости. Сам человек своей
проблемы не осознает, рано разочаровывается, замыкается в себе, и, как
следствие, любой выбор становится затруднительным, а работа – ненавистной.
Кроме того, стремление «ментора» критиковать и делать замечания само по себе
значительно снижает трудовую мотивацию: работа превращается в непрерывное
выискивание негативных аспектов. В итоге, чем больше «ментор» что-то кому-то
доказывает, тем меньше окружающие воспринимают его «благие намерения».
Основная проблема — желание с детства быть
во всем правильным, то есть хорошим, доведенное до крайности, заставляет
«ментора» («Мальвину») искать изъяны в других, чтобы скрыть свои собственные. В
итоге человек постоянно всем недоволен, ноет и жалуется на несовершенство мира,
так как сам старается во всем видеть отрицательные стороны. Порочный круг
замыкается.
Что делать? Такого молодого человека важно научить
видеть и воспринимать реальность, чтобы, как гласит пословица, «иметь силу
изменить то, что можно изменить, смелость — принять то, что нельзя изменить, и
мудрость — отличить одно от другого». Полезно как можно чаще моделировать
последствия своих поступков и высказываний при помощи вопросов: «Зачем я это
говорю? К чему это приведет? Насколько это важно и уместно в данной ситуации?»
И, разумеется, ориентировать «ментора» («Мальвину») на собственную
индивидуальность, а не на сравнение с другими. Не рекомендуется поощрять
«ментора» («Мальвину») на соревнования: любой исход будет порождать
противоборство и все больше отдалять от реального восприятия своей собственной
сущности.
6. «Редкий бриллиант». В фокусе внимания такого человека —
искренняя вера в собственную исключительность и гениальность. Складывается
очень рано под влиянием семьи: зачастую родственники убеждают своего ребенка и
окружающих в его уникальности; всемерно поощряются любые неординарные
проявления. Разумеется, гениальность должна быть оценена всеми. Так, если
«редкий бриллиант» произнес на утреннике что-то вроде «птичка прилетела и на
елку села», ему обязаны дать суперприз. И когда творения «вундеркинда» не тянут
даже на шуточный комплимент, вера в собственную исключительность и серость
остальных людей крепнет. Со временем формируется убеждение человека в том, что
«серая масса» его не понимает и не ценит по достоинству. Профессиональные
склонности при выборе образовательного маршрута не учитываются, главное — чтобы
вуз был престижный, даже если знания и способности весьма скромные. Понятно,
что учиться в серьезном вузе такому студенту нелегко даже на платном отделении,
а освоить специальность и занять достойное место в профессии — совсем
нереально. Нередко такие люди неадекватны обстоятельствам и неуживчивы в
коллективе из-за своих непомерных притязаний. Основная проблема — завышенная
самооценка при отсутствии реальных способностей в выбранной области и, как
следствие, неправильный выбор профессии, сферы деятельности: человек просто
«садится не в свои сани».
Что делать? Прежде всего, прекратить «распевать
мантры» о собственной гениальности, непризнанности и честно ответить себе на
вопросы: «Что я делаю не так? Почему возникают сложности с обучением и
профессиональной деятельностью? Правильно ли я выбрал профессию и как я реально
смогу проявить себя в этой области? Кому-нибудь нужны результаты моего труда?»
Не рекомендуется принижать окружающих, искать «обходные пути» (тянуть время,
покупать справки), поощрять бессмысленные нереалистичные идеи.
7. «Мимоза». От природы у «мимозы» не очень крепкое
здоровье и слабая, чувствительная нервная система. Ранимость, пугливость,
трусость, излишняя осторожность, плаксивость — самые характерные поведенческие
реакции в любой ситуации. Поведение диктуется мотивом избегания неудач,
признаки которого — обидчивость, мнительность, уход в себя, самокопание и т.п.
Особенно болезненно «мимоза» реагирует на критику и замечания в свой адрес. В
школе звезд с неба не хватает, но компенсирует усидчивостью. Даже
незначительная трудность легко выбивает такого ученика из колеи. Настроение
всегда снижено на фоне высокой тревожности и нейротизма. Все это создает
сложности в учебе, во взаимоотношениях и проецируется на выбор профессии, а в
дальнейшем — на трудовую деятельность и все другие сферы. Основная проблема —
традиционно окружающие жалеют «мимозу», стараются создать особые, тепличные
условия. Жалость не только не способствует развитию жизнестойкости, но со
временем делает человека морально, а зачастую и физически неполноценным.
Что делать? Деликатно, постепенно тренировать нервную
систему «мимозы» подобно тому, как мы тренируем тело. Не жалеть и не потакать,
а научить принимать свои сложности, неудачи, «поражения» с пользой, извлекая из
всего уроки и рассматривая это как ступени для становления личности. С
проблемой человек может справиться только через преодоление себя, и его
необходимо обучить рациональному, осмысленному восприятию ситуации и своих
особенностей. Не рекомендуется создавать особые условия для «слабеньких»,
настраивать их на враждебность окружающего мира, обвинять других в черствости.
Нельзя культивировать слабость: это чревато последующей симуляцией собственной
уязвимости, нарушением волевой саморегуляции, отказом отличной ответственности
в трудовом или учебном коллективе.
И в завершение… Важно
помнить о таком принципе: «Есть, конечно, много дел, за которые я мог бы
взяться и добиться успеха. Но мне будет лучше с самого начала выбрать именно
дело, к которому наиболее лежит душа. То дело, в котором со мной когда-нибудь
не сравнится никто на свете».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.11.2020
Дата обновления: 30.11.2020
Дата публикации: 06.11.2020