2.2. Председателем организационного комитета является заместитель директора школы по
научно-методической работе. В состав организационного комитета входят заместитель
директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе,
руководители школьных методических объединений, а также учителя, имеющие большой опыт
руководства проектной деятельностью (успешно сопровождающие обучающихся в проектной
деятельности на региональном, федеральном, международном уровнях, имеющие победителей и
призеров названных уровней конкурсов проектов).
2.3. Организационный комитет:
- организует проектную деятельность обучающихся в рамках учебного плана;
- распределяет нагрузку педагогов - наставников по руководству индивидуальными
проектами: не более 5 проектов на одного педагогического работника;
- определяет перечень тем индивидуальных проектов для выбора обучающимися, согласует и
допускает темы, которые обучающийся выбирает сам;
- рассматривает перечень тем индивидуальных проектов, выбранных обучающимися,
определяет оптимальный график защиты проектов;
- организует и проводит итоговую научно-практическую конференцию или специально
организованную процедуру защиты индивидуальных проектов в МАОУ СОШ № 5;
- проводит оценивание выполненных проектных работ: распределяет членов
организационного комитета на комиссии (в количестве 3 человек) для оценки индивидуального
проекта на научно-практической конференции или процедуре защиты индивидуального проекта,
подает составы комиссий директору МАОУ СОШ № 5 для утверждения;
- рассматривает и вопрос о засчитывании результатов успешной защиты проектов
обучающихся на конкурсах проектов школьного, муниципального, регионального, федерального,
международного уровней как результата защиты индивидуального проекта и выносит решение о
засчитывании/незасчитывании.
- осуществляет выдвижение лучших проектных работ для участия в конкурсных
мероприятиях, научно-практических конференциях различного уровня.
2.4. Руководителями проектных работ – наставниками, могут быть учителя-предметники,
классные руководители, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, педагог
дополнительного образования.
2.5. Наставники (руководители) проектных работ:
- формулируют или согласуют с обучающимися темы проектных работ;
- проводят учебные занятия курса «Индивидуальный проект» с обучающимися в рамках
учебного плана;
- организуют индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе
выполнения проектной работы, осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут
ответственность за качество представляемых на защиту работ;
- проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими свои
проектные работы на конкурсы, конференции разного уровня. Для участия проектной работы в
конкурсных мероприятиях разного уровня руководителем работы организуется оформление
сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса, и
согласовывается с организационным комитетом МАОУ СОШ № 5.
- осуществляют контроль сроков выполнения проекта обучающимся, в т.ч. промежуточных.
2.6. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель.
Классный руководитель в начале учебного года информирует родителей (законных
представителей) о выборе их ребенком темы индивидуального проекта, 1 раз в четверть - о ходе
работы над индивидуальным проектом, после предзащиты – о результатах предзащиты и
рекомендациях членов комиссии, после защиты индивидуального проекта – с оценкой
индивидуального проекта. Информирование проводится под подпись.
2.7. Представление результатов проектной деятельности предусматривает публичную
защиту работы обучающимся на школьной научно-практической конференции или процедуре
защиты индивидуального проекта. На защиту могут быть приглашены обучающиеся МАОУ
СОШ № 5, педагоги МАОУ СОШ № 5, родители (законные представители) обучающихся.
2.8. Результаты представления обучающимся проектной работы фиксируются классным
руководителем в Электронном журнале и являются результатом освоения курса
«Индивидуальный проект».
2.9. Результаты выполнения и представления проектной работы оцениваются экспертной
комиссией с фиксацией в Листе оценки индивидуального проекта (Приложение № 2). Лист
оценки индивидуального проекта хранится в личном деле обучающегося. Копия Листа оценки
индивидуального проекта – в портфолио индивидуального проекта. Копия Листа оценки
индивидуального проекта хранится в портфолио проекта.
2.10. Портфолио индивидуальных проектов хранятся в учебной части МАОУ СОШ № 5 в
течение 2-х лет.
3. Порядок выполнения проектной работы
3.1. Обучающиеся самостоятельно/по согласованию с наставником выбирают предметную
область, в которой будет осуществляться проектная работа, тему из утвержденного перечня.
Обучающийся может предложить свою тему индивидуального проекта, если тема интересна
обучающемуся и/или есть уже какие-либо наработки, достижения по этой теме. В данном случае
тема согласуется на заседании организационного комитета.
3.2. Обучающийся выбирает тему индивидуального проекта после зачисления в 10 класс.
Темы представляет классный руководитель. В течение 3 дней обучающемуся предлагаются темы
для индивидуального проекта, возможность выбора предоставляется до 04 сентября текущего
учебного года.
3.3. Согласованные темы индивидуального проекта рассматриваются организационным
комитетом и утверждаются приказом директора не позднее 5 сентября текущего учебного года.
3.4. Обучающиеся 10 классов вправе наряду с выбором предметной области, темы
индивидуального проекта выбрать наставника (руководителя) работы из числа педагогов МАОУ
СОШ № 5. Если педагог будет выбран наставником (руководителем) более чем у 5
обучающихся,
организационный комитет сам назначает наставника (руководителя)
индивидуального проекта у обучающихся свыше 5 человек.
3.5. Обучающиеся самостоятельно определяют цель (продукт) работы и согласуют с
наставником (руководителем) проекта.
3.6. Обучающимся совместно с наставником (руководителем) проекта составляется планграфик выполнения проектной работы.
3.7. По итогам работы над проектом на защите индивидуального проекта обучающийся
представляет результат (продукт), сопровождающий документ – портфолио проекта, оценочный
лист с результатами предзащиты индивидуального проекта, отзыв наставника (руководителя)
индивидуального проекта с отметкой наставника (руководителя).
3.8. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих
работ:
-творческое выступление;
-газета на бумажном носителе;
-компьютерная разработка (Web-сайт, дизайн-макет, буктрейлер, виртуальная экскурсия,
платформа для дистанционного обучения, электронный журнал, видеоролик, компьютерная игра,
компьютерное приложение, электронная газета);
-сценарий школьного праздника, тематического вечера в школе;
-разработка тематического школьного классного часа;
-разработка урока по учебному предмету;
-конструкторское изделие, макет, материальный объект;
-учебное пособие;
-фильм, видеоклип;
-оформление кабинета, рекреации школы;
-презентация для изучения какой-либо темы на уроке, для проведения классного часа,
школьного мероприятия, родительского собрания;
-другое по согласованию с наставником (руководителем) индивидуального проекта и
организационным комитетом.
4. Требования к оформлению проектной работы
4.1. Проектная работа оформляется в соответствии с нормами, установленными данным
положением.
4.2. Цель проекта формулируется именем существительным, задачи – глаголами.
4.3. Структура портфолио индивидуального проекта обучающихся 10-11 классов:
1) титульный лист (Приложение 1);
2) оглавление;
3) введение – 1-2 страницы (представляет актуальность, цель, задачи, назначение проекта);
4) Основная часть (содержит описание методов работы, основных этапов создания проекта,
теоретический материал);
5) Заключение (описывает результаты проекта, содержит общие выводы или заключение,
рекомендации и перспективы);
6) Список используемых источников и литературы;
7) Приложения (при наличии).
4.4. Технические требования к оформлению проектной работы:
- Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 12 пт, интервал одинарный,
отступ первой строки 1,25.
- Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
- Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
- В тексте необходимо установить функцию переноса слов
- После слов «Введение», «Заключение», «Список используемых источников и литературы»,
а также после цифр, обозначающих нумерацию глав и подглав, точки не ставятся.
- Каждую главу необходимо начинать с новой страницы. Разделы должны иметь порядковые
номера, обозначенные арабскими цифрами. Подразделы должны иметь нумерацию, состоящую
из номера раздела и подраздела, разделенные точкой.
Пример:
1.
……
1.1.
1.2.
-Заголовки разделов выделяются жирным шрифтом. После заголовков разделов следует
текст без отступления (без пропусков строк).
- Дословное воспроизведение какого-либо текста в виде цитаты, а также заимствования из
источника или научной литературы без оформления цитаты должны сопровождаться ссылкой на
источник информации и оформлением сноски, в которой необходимо привести те
библиографические сведения в цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе,
которые необходимы для его идентификации и поиска. Оформление сносок является
обязательным и возможно двумя способами:
1) постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей
цифрами или звездочками; порядковый номер ссылки выносится под основной текст страницы и
сопровождается информацией об источнике: автор, наименование источника, место,
наименование издательства, год издания, страница цитирования);
2) с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования
в списке литературы и цитируемая страница).
Сноска делается следующим образом: курсор ставится в конце заимствованного текста,
вверху, на панели инструментов, нажать Вставка, выбрать Ссылка, в Ссылке выбрать Сноска.
- Оглавление (Приложение 2): должно формироваться автоматически.
- Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. Должны
иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком по центру). На все рисунки должны быть
указания в тексте.
- Таблицы: Слова «Таблица N», где N номер таблицы, следует помещать над таблицей
справа.
- Список используемых источников и литературы: список печатной литературы
необходимо составлять по алфавиту по фамилии автора; список электронных
источников – с указанием ссылок на электронные ресурсы. Сначала – печатную
литературу (сначала документы, затем -остальную литературу), затем – электронные
источники (Приложении 4).
4.5. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник
проект к защите не допускается.
4.6. Объем текста индивидуального проекта – не менее 8 страниц.
4.7. Защита проекта может сопровождаться презентацией.
4.8. Основные требования к оформлению презентаций в Power Point:
- рекомендуется использовать не более трех цветов на одном слайде;
- нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
- текст должен хорошо читаться на выбранном фоне;
- необходимо использовать максимально пространство экрана (слайда);
- первый слайд презентации должен содержать тему проекта, ФИО разработчика,
руководителя;
- каждый слайд должен содержать заголовок, в конце заголовков точка не ставится;
- слайды не должны быть перегружены анимационными эффектами, для смены слайдов
используется один и тот же анимационный эффект;
- для выделения информации следует использовать рамки, границы, заливку и т.п.;
- для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с
таблицами, с диаграммами, с анимацией;
- в презентации допускается не более 15 слайдов.
Порядок защиты проектной работы
39.Перед защитой индивидуального проекта, в марте, с целью достижения наиболее
высокого результата и минимизации ошибок и недочетов проводится предзащита
индивидуального проекта. На предзащите обучающемуся нужно представить комиссии
индивидуальный проект для оценивания и, получив соответствующие рекомендации,
продолжить работу над индивидуальным проектом. Для проведения предзащиты
индивидуальных проектов создаются комиссии для оценивания так же, как для защиты
проектов, в количестве 3 человек. Комиссии оценивают проект по критериям оценивания
индивидуального проекта, дают рекомендации в устной и письменной форме, фиксируя эти
рекомендации в Листе оценивания индивидуального проекта. Этот лист дается
обучающемуся, копии – руководителю проекта и заместителю директора по НМР. На защите
индивидуального проекта этот лист оценивания представляется обучающимся вместе с
портфолио проекта.
40. Защита проекта является одной из форм оценки успешности освоения обучающимся
ООП СОО и уровня достижения метапредметных результатов.
41. Проектная работа, представляемая на защиту, должна содержать следующие материалы:
-выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
-портфолио проектной работы;
-материалы проекта на электронном носителе;
-краткий отзыв руководителя (объемом не более 1 страницы), содержащий краткую
характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности
и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой
работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе
соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
В отзыве руководителя должна быть отражена следующая информация:
На 30 декабря (конец 1 полугодия) должно быть выполнено не менее 50% работы
(должна быть выполнена теоретическая часть). Если на данный период не выполнена
половина работы, отметка за индивидуальный проект снижается на один балл.
На конец 3 четверти должно быть выполнено не менее 90% работы. Если на данный
период не выполнена работа на 90%, отметка за индивидуальный проект снижается на два
балла.
Форма отзыва – Приложение 5.
42. Публичная защита проектной работы проводится лично автором - обучающимся.
43. Процедура публичной защиты работы включает в себя выступление обучающегося
продолжительностью 5-7 минут (доклад, демонстрация продукта) и ответы на вопросы
слушателей и членов комиссии (2-3 минуты). Вопросы должны отражать содержание
индивидуального проекта и ход работы.
44. На защите обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему
примерному плану:
1.Тема и краткое описание сути проекта.
2.Актуальность проекта.
3.Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и
другие люди.
4.Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации
проекта, а также источники этих ресурсов.
5.Ход реализации проекта, полученный результат
6.Риски и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе реализации
проекта.
45.Не менее чем за неделю до дня публичной защиты проектной работы руководителю
предоставляется один экземпляр портфолио работы, оформленный в соответствии с
установленными нормами.
46.Вся теоретическая часть проекта не читается. Допустимо чтение только основных тезисов.
47.Перед публичной защитой проекта ее участники должны провести проверку
демонстрационной техники, отправить электронный вариант работы на компьютер, который
будет использоваться во время презентации, проверить качество записи и условия
демонстрации.
48. Регламент проведения защиты проекта, параметры и критерии оценки проектной
деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
Оценка проектной работы
49. Оценка индивидуальной проектной работы обучающихся 10–11-х классов проводится
единообразно согласно критериям, отраженным в Листе оценки индивидуального проекта
(Приложение 3) с последующим переводом в отметку по 5-бальной шкале:
50. Оценивание производится по следующим критериям.
Критерии оценивания:
5 б. – раскрыто в полной мере;
4 б. – раскрыто в большей степени/допущен недочет;
3 б. – раскрыто в основной степени/допущены недочеты;
2 б. – раскрыто в слабой мере, отсутствие четкого понимания/наличие ряда грубых ошибок;
1 б. – не раскрыто.
Итого: максимальное количество баллов за проектную работу равно 55.
При определении уровня регулятивных, познавательных УУД за 100% берется 20 баллов.
Определяются следующие уровни сформированности УУД:
- высокий: 91 – 100% (18-20 б.);
- повышенный: 71 – 90% (14-17б.);
- базовый: 50 – 70% (10-13 б.);
- низкий: 0 - 49% (0-9 б).
При определении уровня коммуникативныхх УУД за 100% берется 10 баллов. Определяются
следующие уровни сформированности УУД:
- высокий: 91 – 100% (9-10 б.);
- повышенный: 71 – 90% (7-8б.);
- базовый: 50 – 70% (5-6 б.);
- низкий: 0 - 49% (0-4 б).
51. При выставлении отметки за индивидуальный проект комиссия учитывает 2 отметки:
отметку руководителя индивидуального проекта и отметку, полученную на процедуре
защиты. Отметка за индивидуальный проект ставится как среднее арифметическое двух
отметок по правилам математического округления.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа индивидуального проекта
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Проектная работа
«Тема»
Выполнил:
ФИО полностью,
ученик 10а класса
Руководитель проекта:
ФИО полностью, должность, предмет
Богданович, 20___
Приложение 2
Образец оглавления и структуры индивидуального проекта
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… …………
1. Наименование ……………………………………………. …………………...
1.1. Наименование ……………………………………………………. ……….....
1.2. Наименование ……………………………………………... …………………
2. Наименование ……………………………………………..................................
2.1. Наименование ……………………………………………… ………………...
2.2. Наименование ……………………………………………………. …………..
2.3. Наименование ……………………………………………… ………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……… ……
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………………………………
Приложение 3
Лист оценки проектной работы
ФИ обучающегося ______________________________________________________________
Класс _________________________________________________________________________
Тема __________________________________________________________________________
Руководитель проекта ___________________________________________________________
№ п/п
Вид УУД
УУД
Балл
Регулятивные УУД
1
Целеполагание
Обучающийся осмысливает проблему, четкое
определяет цель проекта и удерживает ее в
ходе всей работы
2
Планирование
Обучающимся составлен план работы (может
быть выражен в задачах), план выполнен
3
Самоконтроль/
Обучающийся
определяет
степень
рефлексия
достижения
цели,
оценивает
процесс
выполнения, умеет определить трудности,
успехи.
4
Системность работы
Обучающийся владеет навыком системной
работы: работа выполнялась системно, все
этапы работы проведены в срок.
Количество баллов –
Уровень сформированности регулятивных УУД
Познавательные УУД
1
Поиск и обработка Соответствие
выбранной
информации,
информации
материала теме проекта. Последовательность,
логичность.
Грамотность
работы
(орфографическая, пунктуационная, речевая,
грамматическая). Теоретический материал не
преобладает над практической частью.
Соответствие требованиям Положения об
индивидуальном проекте на уровне среднего
общего образования МАОУ СОШ № 5
2
Моделирование
Продукт отражает цель проекта. Имеет
практическое значение. Эстетично оформлен
3
Степень
владения Владение
логическими
операциями,
использованными
навыками критического мышления; умение
методиками
самостоятельно
мыслить;
способность
Логические действия
приобретать новые знания и/или осваивать
новые способы действий. Составление схем,
таблиц, деление на составные части и т.д.,
применение ИКТ
Количество баллов –
Уровень сформированности познавательных УУД
Коммуникативные УУД
1
Монологическая речь, Качество
устного
высказывания,
качество выступление убедительность
рассуждений.
Владение
содержанием проекта, позволяющее ясно и
грамотно излагать суть проекта не с листа,
включать в защитное слово иллюстративный
материал
2
Взаимодействие,
Аргументированные ответы на вопросы,
качество ответов на этичность высказываний
вопросы
Количество баллов –
Уровень сформированности коммуникативных УУД
Творческий подход
1
Оригинальность,
Проявление творческого подхода. Новизна
самобытность работы проектной работы
Итоговый балл
Отметка комиссии
Отметка руководителя
Отметка за индивидуальный проект
Оценка проекта
Члены экспертной комиссии:
1. ______________ / _____________________________
2. ______________ / _____________________________
3. ______________ / _____________________________
Приложение 4
Образец оформления списка литературы
1. Конституция РФ, принята 12.12.1993, в редакции с внесенными в нее поправками от
30.12.2008// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – ст. 445.
2. Борисов Е.Ф., Петров А.С., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и
статистика, 1997. – 400 с.
3. Верховин В.И., Зубков В.И. Экономическая социология. – М.: Высш. шк., 2002. – 460 с.
4. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001. – 566 с.
5. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов //
Законодательство и экономика. – 2004. – № 12. – С. 24–37.
Образец оформления электронных источников
Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы [Электронный ресурс] / С.С.
Аверинцев.
–
Режим
доступа:
http://royallib.com/read/averintsev_sergey/poetika_rannevizantiyskoy_literaturi.html#0
Приложение 5
Образец написания отзыва на индивидуальный проект
ОТЗЫВ
на индивидуальный проект на уровне среднего общего образования
Ивановой Марии Ивановны, ученицы 10а класса
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 5
Тема
Структура отзыва:
1. Актуальность темы (поставленная в работе проблема, попытки ее решения;
почему данная тема интересна.
2. Каким образом обучающийся пытается решить эту проблему (выполнить
поставленную цель). Краткое содержание работы, основные выводы, результаты
работы. Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем
данная работа может быть интересна другим). Образовательный потенциал
работы (предметные знания, универсальные умения: какие использовались в
работе, какие были приобретены). «Данная работа имеет большую
практическую значимость» и вкратце, в чем она заключается.
3. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе.
«Содержание работы соответствует целям и задачам проектной работы,
требованиям к индивидуальному проекту»
4. Системность и самостоятельность работы над проектом. На 30 декабря (конец 1
полугодия) должно быть выполнено не менее 50% работы (должна быть
выполнена теоретическая часть). Если на данный период не выполнена половина
работы, отметка за индивидуальный проект снижается на один балл. На конец 3
четверти должно быть выполнено не менее 90% работы. Если на данный период
не выполнена работа на 90%, отметка за индивидуальный проект снижается на
два балла.
5. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме,
возможные направления дальнейшей работы.
Вывод: проектная работа_______________________________________________________
(фамилия, инициалы ученика)
по теме: «_____________________________________________________________________»
(название темы)
отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному проекту, и
заслуживает отметки ____.
Руководитель проектной работы
_________________
___________________
ФИО
(подпись)
«_____» ______________ 20___ г