1. Общие положения и нормативно-правовая база
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой, а
также с учётом ресурсов школы.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания
школы.
Внеурочная деятельность ООО в МАОУ СОШ № 5 организуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и
методическими рекомендациями:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. №993 «Об утверждении федеральной
образовательной̆ программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022, №71764).
- Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации
внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
и основного общего образования».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» (по реализации цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»).
- Письмо Министерства просвещения РФ от 03.04.2023 №ДГ-617/05 «О направлении информации (вместе с Методическими
рекомендациями по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях РФ).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи».
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 (далее - СанПин 1.2.3685-21).
- Устав МАОУ СОШ № 5
- Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ № 5.
- Положение МАОУ СОШ № 5 «Об организации внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 5».
При реализации плана внеурочной деятельности предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся.
2. Цель и задачи внеурочной деятельности, организуемой на уровне ООО.
Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания школы.
Цель внеурочной деятельности: обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от
форм, используемых преимущественно на урочных занятиях.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
- установление требований к воспитанию и социализации учащихся на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию
необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательных отношений;
- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей учащихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их
интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
- организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской
деятельности;
- участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта
реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов,
психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями,
учреждениями
профессионального образования,
центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
Принципы организации внеурочной деятельности:
-свободный выбор детьми внеурочной деятельности в соответствии с интересами, склонностями и способностями;
- многообразие программ, удовлетворяющих интересы детей;
- непрерывность и преемственность программ внеурочной деятельности;
- сохранение физического и психологического здоровья детей;
- единство обучения, воспитания и развития.
3. Структура и содержание Учебного плана.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не
более 1750 часов, в год - не более 350 часов.
Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки
обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более
1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с
дневным пребыванием на базе школы или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие).
Учебный план состоит из двух частей:
Обязательная часть: определяется федеральным учебным планом ФОП ООО (Вариант 1 для пятидневной недели):
- курс «Разговоры о важном» - еженедельно 1 час в понедельник, первый урок;
- курс профориентационных занятий «Я – Ты – Он – Она – вместе целая страна» - еженедельно 1 час в четверг (5 классы);
- курс профориентационных занятий «Россия – мио горизонты» - еженедельно 1 час в четверг (6-9 классы).
Вариативная часть: определяется участниками образовательных отношений, опираясь на социальный заказ обучающихся.
Направления внеурочной деятельности:
1. Реализация особых интеллектуальных и социокультурных потребностей.
2. Удовлетворение интересов обучающихся в творческом и физическом развитии.
3. Удовлетворение социальных интересов и потребностей.
№ Направление
п/п внеурочной
деятельности
Название
внеурочного
курса
Формы организации Педагог
деятельности
Объем внеурочной деятельности по класса (количество часов в
неделю)
5 классы
6
классы
7 классы
8
классы
9 классы
Всег
о
5а 5б 5в 5г 6а 6 6в 7а 7б 7в 7г 8а 8б 8в 9 9б 9в 9г
б
а
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
1
Патриотическая,
нравственная и
экологическая
направленность в
рамках проекта
«Разговоры о
важном»
Разговоры о
важном
2
Удовлетворение
Россия — Мои
профориентационных горизонты
интересов и
потребностей
обучающихся
Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Классный
руководитель
Профориентационные
беседы; деловые
игры; квесты;
решение кейсов;
изучение
специализированных
Классный
руководитель
или
профориентолог
1 1 1
1 1 1 1
1 1 1
1 1 1 1
1 1 1
1 18
1 1 1
1 1 1
1 1 1 1
1 1 1
1 14
цифровых ресурсов;
профессиональные
пробы,
моделирующие
профессиональную
деятельность;
экскурсии;
посещение ярмарок
профессий и
профориентационных
парков
3
«Я-Ты-Он-Онавместе целая
страна»
Классный час,
творческая
мастерская хакатон,
квест-игра
Классный
руководитель
1 1 1
1
4
Вариативная часть
4
Робототехника
Практические занятия Учитель
по конструированию, информатики
конференции
1
Знатоки природы
Образовательные
экскурсии,
практические
занятия, олимпиады
1
6
Знакомство с о
средой
программировани
я Scratch
Практические занятия Учитель
по конструированию информатики
и программированию,
конференции
7
Решение
математических
задач с помощью
языка
программировани
я Python
Практические занятия Учитель
по конструированию информатики
и программированию,
конференции
8
Подготовка к ОГЭ Занятия по
5
Реализация особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
Учитель
биологии
Учитель
1
1
2
1
1
1
1
1
2
3
по математике
дополнительному
изучению
математики, занятия
для школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
программы
математики
Занимательная
математика
Занятия по
дополнительному
изучению
математики, занятия
для школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
программы
Учитель
математики
9
Подготовка к ОГЭ Занятия по
по русскому языку дополнительному
и литературе
изучению русского
языка и литературы,
занятия для
школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
программы
Учитель
русского языка и
литературы
10
Подготовка к ОГЭ Занятия по
Учитель
по географии
дополнительному
географии
изучению географии,
занятия для
школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
программы
1
1
2
1 1 1
2
1 4
2
11
Подготовка к ОГЭ Занятия по
по физике
дополнительному
изучению физики,
занятия для
школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
программы
Учитель физики
1
12
Трудные вопросы Занятия по
ОГЭ
дополнительному
(информатика)
изучению
информатики,
занятия для
школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
программы
Учитель
информатики
1 1 1
14
Умножай легко
Решение
Учитель
нестандартных и
математики
занимательных задач
Шаг к успеху
Занятия по
дополнительному
изучению
математики, занятия
для школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
программы
Второй
Практические
иностранный язык занятия, игровые
(французский)
занятия
Учитель
математики
Учитель
французского
языка
2
1
1 4
2
2
2
1
1
2
15
Подготовка к ОГЭ Занятия по
по
дополнительному
обществознанию изучению
обществознания,
занятия для
школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
программы
Учитель
обществознания
1
1
16
Подготовка к
участию в
олимпиадах и
конкурсах по
русскому языку и
литературе
Предметные
олимпиады, научнопрактические
конференции
Учитель
русского языка и
литературы
1
1
17
Школа русского
языка
Практические
занятия, игры,
конкурсы
Учительдефектолог
1
1
18
Подготовка к ОГЭ Занятия по
по биологии
дополнительному
изучению
математики, занятия
для школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
программы
Учитель
биологии
1
1
19
Подготовка к ОГЭ Занятия по
по истории
дополнительному
изучению
математики, занятия
для школьников,
испытывающих
затруднения в
освоении учебной
Учитель истории
1
1
программы
20
Шахматы
Игровые занятия
Педагог
дополнительног
о образования
Футбол
Игры, соревнования,
смотры, конкурсы
Педагог
2
дополнительног
о образования
2
Лапта
Игры, соревнования,
смотры, конкурсы
Педагог
2
дополнительног
о образования
2
23
Искусство
иллюстрации
Рисование с натуры, Учитель ИЗО,
рисование на тему и искусства
иллюстрирование,
декоративная работа
с элементами
дизайна, аппликация,
беседы об
изобразительном
искусстве и красоте
вокруг
24 Удовлетворение
социальных
интересов и
потребностей
25
«Юнармия»
Соревнования,
смотры
Преподавательорганизатор
ОБЖ
Юный медиатор
Практические
занятия, игровые
занятия
Педагогпсихолог
21
22
Удовлетворение
интересов
обучающихся в
творческом и
физическом
развитии
Всего
2
2
1
1
2
4
2
2
1
17
1
8
16
13
27
81