Учебный план на 2025-2026 учебный год МАОУ СОШ № 5 для обучающихся с ЗПР НОО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий Учебный план начального общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития (ЗПР), вариант 7.2 (далее – Учебный план) разработан
для Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 5 (МАОУ СОШ № 5) на 2025-2026 учебный год и
регламентирует организацию образовательной деятельности для обучающихся с ЗПР 1-4
классов при пятидневной учебной неделе.
Учебный план является неотъемлемой частью адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития (АООП НОО для обучающихся с ЗПР) МАОУ СОШ №
5 и обеспечивает реализацию федерального государственного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ),
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года
№ 1598, а также Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ),
утвержденной приказом от 24 ноября 2022 года № 1023.
Разработка Учебного плана осуществлена с учетом требований следующих
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министерства образования и науки России
от 19 декабря 2014 года № 1598.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные
правила...»).
Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2025 № 495
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий"
Устав МАОУ СОШ № 5.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2),
утвержденная приказом МАОУ СОШ № 5 № 85-о от 29 августа 2024 г.
Учебный план утверждается ежегодно приказом директора МАОУ СОШ № 5 и
является приложением к АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой

предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции
недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, и учебное время, отводимое на их изучение по годам
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
МАОУСОШ № 5 самостоятельна в осуществлении образовательного процесса, в
выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии).
Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Основы религиозных культур и светской этики*:
учебный модуль: "Основы православной культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской
культуры"; учебный модуль: "Основы буддийской культуры"; учебный модуль: "Основы
исламской культуры"; учебный модуль: "Основы религиозных культур народов России";
учебный модуль: "Основы светской этики"
*Модуль выбирается на основе заявлений родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся.
Изобразительное искусство
Музыка
Труд (технология)
Физическая культура (Адаптивная физическая культура)
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся использовано в МАОУ СОШ № 5 на увеличение учебных часов, отводимых
на изучение отдельных учебных предметов обязательной части (Иностранный язык,
Русский язык).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.

Максимально допустимая недельная аудиторная нагрузка обучающихся при
пятидневной неделе соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 и составляет:
1 класс – 21 час
2 класс – 23 часа
3 класс – 23 часа
4 класс – 23 часа
Объем максимальной допустимой образовательной нагрузки в течение дня
соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 и не превышает:
- Для обучающихся 1 классов – 4 урока (5 уроков один раз в неделю за счет урока
физкультуры);
- Для обучающихся 2 - 4 классов – 5 уроков (6 уроков один раз в неделю за счет
урока физкультуры).
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной роботоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация
занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной
организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и
представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных
жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться
образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционноразвивающие курсы могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время,
отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов
финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом:
недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение
коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет МАОУ СОШ № 5.
Учебный план обеспечивает, а также возможность их изучения, и устанавливает
количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом и втором годах
обучения (1 дополнительный класс) - 33 недели. Продолжительность каникул в течение
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для
обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении
продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется
"ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре - октябре - по 3 урока в
день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе мае - по 4 урока по 40 минут каждый).

В середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не
менее 40 минут;
предоставляются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Занятия начинаются в 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо
организовывать перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Русский язык",
"Литературное чтение" может корректироваться в рамках предметной области "Русский
язык и литературное чтение" с учетом психофизических особенностей обучающихся с
ЗПР.
В предметную область "Русский язык и литературное чтение" введен учебный
предмет "Иностранный язык", в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР
будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного
языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР
приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства
межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других
народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение
учебного предмета "Иностранный язык" начинается со 3-го класса. На его изучение
отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету "Иностранный язык"
класс делится на две группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия - до 40 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований).
Язык обучения: образовательная деятельность осуществляется на государственном
языке РФ – русском языке.
Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8
учебных недель; во втором полугодии - не более 10 недель для 1 классов и не более 11
недель для 2 - 4 классов.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
превышает продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3
классов, 2 часа - для 4 класса. МАОУ СОШ № 5 осуществляется координация и контроль
объема домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в
соответствии с Гигиеническими нормативами.
Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке,
при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени
окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки
(например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание
стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.
Использование электронных средств обучения в ходе реализации образовательной
деятельности, включая выполнение домашних заданий, внеурочную деятельность,
проводится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и
Гигиеническими нормативами.

Ниже представлены таблицы недельного распределения часов по учебным
предметам для обучающихся 1-4 классов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
АООП ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (вариант 7.2.)
на 2025-2026 учебный год
Предметные области

Учебные предметы

Классы
1

Обязательная часть

1 доп.

2

3

4

Количество часов в неделю

Русский язык и
литературное чтение

Русский язык

5

5

5

4

4

Литературное чтение

4

4

4

4

4

Иностранный язык

Иностранный язык

-

-

-

1

1

Математика и
информатика

Математика

4

4

4

4

4

Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)

Окружающий мир

2

2

2

2

2

Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы религиозных
культур и светской
этики.

-

-

-

-

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

Технология

Труд (технология)

1

1

1

1

1

Физическая культура

Физическая культура
(Адаптивная физическая
культура)

3

3

3

3

2

-

1

1

1

1

Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Иностранный язык

-

Русский язык
Максимально допустимая недельная нагрузка

21

21

23

23

Внеурочная
деятельность
коррекционно-развивающую область):

10

10

10

10

коррекционно-развивающая область

7

7

7

7

коррекционно-развивающие занятия

6

6

6

6

ритмика

1

1

1

1

направления внеурочной деятельности

3

3

3

3

Итого:

33

33

33

33

(включая

В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.
При реализации данной АООП НОО создаются специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в
полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей
здоровья.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».