ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий Учебный план начального общего образования для слабовидящих
обучающихся, вариант 4.2 (далее – Учебный план) разработан для Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
5 (МАОУ СОШ № 5) на 2025-2026 учебный год и регламентирует организацию
образовательной деятельности для слабовидящих обучающихся при пятидневной учебной
неделе.
Учебный план является неотъемлемой частью адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования для слабовидящих
обучающихся (АООП НОО для слабовидящих обучающихся) МАОУ СОШ № 5 и
обеспечивает реализацию федерального государственного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденного
приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598, а также
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ (ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ),
утвержденной приказом от 24 ноября 2022 года № 1023.
Разработка Учебного плана осуществлена с учетом требований следующих
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от
19 декабря 2014 года № 1598.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные
правила...»).
Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2025 № 495
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий"
Устав МАОУ СОШ № 5.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2), утвержденная приказом
МАОУ СОШ № 5 № 85-о от 29 августа 2024 г.
Учебный план утверждается ежегодно приказом директора МАОУ СОШ № 5 и
является приложением к АООП НОО для слабовидящих обучающихся.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и
Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей слабовидящих обучающихся.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью
коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план МАОУ СОШ № 5 (далее – учебный план) соответствует требованиям
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Учебный план начального общего образования слабовидящих обучающихся
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, состав и
структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционно-развивающей
области, внеурочной деятельности, в том числе распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП
НОО для слабовидящих обучающихся, и учебное время, отводимое на их изучение по
годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего
образования:
формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
готовность слабовидящих обучающихся к продолжению образования на
последующем уровне основного общего образования;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие слабовидящего обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью;
минимизацию негативного влияния слабовидения на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
МАОУ СОШ № 5 самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому
предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность,
практические занятия, экскурсии).
Обязательная часть содержит перечень учебных предметов: Русский язык,
Литературное чтение, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство,
Музыка, Труд (технология), Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
включает учебные предметы Русский язык, Окружающий мир.
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные курсы:
Cоциально-бытовую
ориентировку,
Предметно-пространственную
ориентировку,
Развитие зрительного восприятия, Развитие коммуникативной деятельности, Ритмику,
которые являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
МАОУ СОШ № 5 самостоятельно определяет технологии, способы организации
деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-развивающей
области.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области
осуществляется за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов
на коррекционно-образовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в
течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает
качественное усвоение учебных предметов.
Продолжительность урока во 2 - 5-х классах - 40 минут, в 1 дополнительном и 1
классе - 35 минут в 1 полугодии, 40 минут - во 2 полугодии. Продолжительность перемен
между уроками 10 минут, после 2-го и 3-го уроков - по 20 минут.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1
дополнительном и 1 классе - 35 минут в 1 полугодии, 40 минут - во 2 полугодии, во 2 - 5
классах - 40 минут. Продолжительность индивидуального коррекционного занятия
составляет 20 минут.
Максимально допустимая недельная аудиторная нагрузка обучающихся при
пятидневной неделе соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 и составляет:
1 класс – 21 час
2 класс – 23 часа
3 класс – 23 часа
4 класс – 23 часа
Объем максимальной допустимой образовательной нагрузки в течение дня
соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 и не превышает:
- Для обучающихся 1 классов – 4 урока (5 уроков один раз в неделю за счет урока
физкультуры);
- Для обучающихся 2 - 4 классов – 5 уроков (6 уроков один раз в неделю за счет
урока физкультуры).
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной роботоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8
учебных недель; во втором полугодии - не более 10 недель для 1 классов и не более 11
недель для 2 - 4 классов.
С целью реализации "ступенчатого" метода постепенного наращивания учебной
нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода. В 1
классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической паузы
происходит уточнение первоначальных математических представлений, используются
упражнения по развитию нарушенного зрения. Домашние задания даются с учетом
индивидуальных возможностей обучающихся. В 1-м классе обучение осуществляется без
обязательных домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале.
Допустимо предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного
характера, выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких заданий формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной
домашней работе. В 1-й четверти возможны только задания организационного характера
(приготовить и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал). Во 2-й
четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется специально
организованного рабочего места. С 3-й четверти допустимо завершение в домашних
условиях работы, начатой в классе (за исключением предмета "Технология"). Общее
время на их выполнение не должно превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
"минимакс": часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию
обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ,
которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями. Общее время выполнения заданий по всем учебным
предметам (вместе с чтением) в 3-м классе - до 1,5 часов (90 минут), в 4 и 5-х классах - до
2 часов (120 минут).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной
деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним
уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв
продолжительностью не менее 45 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на
коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне
начального общего образования) и определяется приказом образовательной организации
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Ниже представлены таблицы недельного распределения часов по учебным
предметам для обучающихся 4 класса.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
АООП для слабовидящих обучающихся (вариант 4.2)
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание
естествознание
(Окружающий мир)
ОРКСЭ
Искусство
Технология
Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Количество часов в неделю
4б класс
4
4
2
4
Окружающий мир
1
Основы религиозных культур и светской этики
Изобразительное искусство
Музыка
1
1
1
Труд (технология)
1
Физическая культура
Физическая культура (Адаптивная физическая
культура)
Итого
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса (при 5-дневной неделе)
Русский язык
Окружающий мир
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Обязательные занятия по программе коррекционной работы:
Социально-бытовая ориентировка
Предметно-пространственная ориентировка
Развитие зрительного восприятия
Развитие коммуникативной деятельности
Ритмика
Коррекционно-развивающие занятия и другие направления
внеурочной деятельности
2
21
1
1
23
1*
1*
1*
1*
1
5
10
*индивидуальные обязательные занятия по программе коррекционной работы – к доп. финансированию – 4 часа в
коррекционно-развивающей области (включены в план внеурочной деятельности ООП НОО)
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.
При реализации данной Программы создаются специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в
полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей
здоровья.