ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий Учебный план начального общего образования для слабослышащих
обучающихся, вариант 2.2, отделение II, (далее – Учебный план) разработан для
Муниципального
автономного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 5 (МАОУ СОШ № 5) на 2025-2026 учебный год и
регламентирует организацию образовательной деятельности для слабослышащих
обучающихся 1-4 классов при пятидневной учебной неделе.
Учебный план является неотъемлемой частью адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования для слабослышащих (АООП
НОО для слабослышащих обучающихся) МАОУ СОШ № 5 и обеспечивает реализацию
федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся
с ОВЗ (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598, а также Федеральной
адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ОВЗ (ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ), утвержденной приказом от 24
ноября 2022 года № 1023.
Разработка Учебного плана осуществлена с учетом требований следующих
нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Министерства образования и науки России
от 19 декабря 2014 года № 1598.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные
правила...»).
Приказ Министерства просвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2025 № 495
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий"
Устав МАОУ СОШ № 5.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования для слабослышащих обучающихся (вариант 2.2), утвержденная приказом
МАОУ СОШ № 5 № 85-о от 29 августа 2024 г.
Учебный план утверждается ежегодно приказом директора МАОУ СОШ № 5 и
является приложением к АООП НОО для слабослышащих обучающихся.
Учебный план соответствует требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Учебный план, фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки, состав и структуру обязательных предметных областей, курсов коррекционноразвивающей области, внеурочной деятельности, в т.ч. распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов,
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АОП НОО
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, и учебное время, отводимое на их
изучение по годам обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего
образования:
- формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся с нарушениями слуха к продолжению образования на
последующем уровне образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
- минимизацию негативного влияния нарушения слуха на развитие обучающегося и
профилактику возникновения вторичных отклонений.
МАОУ СОШ № 5 самостоятельна в выборе видов деятельности по каждому
предмету, курсу коррекционно-развивающей области (проектная деятельность,
практические занятия, экскурсии).
Вариант 2.2 предполагает реализацию двух вариантов учебных планов,
учитывающих особенности общего и речевого развития обучающихся на начало
обучения:
вариант 1 учебного плана рассчитан на четыре года обучения (1-4 классы),
вариант 2 рассчитан на пролонгированные сроки обучения на уровне начального
общего образования - пять лет обучения или шесть лет обучения.
Данный Учебный план реализует вариант 2 ФАОП НОО слабослышащих
обучающихся.
Выбор продолжительности обучения (5 или 6 лет за счет введения первого
дополнительного класса) в варианте 2 остается за МАОУ СОШ № 5, исходя из особых
образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
поступивших в школу.
Обязательная часть 2-го варианта учебного плана содержит в 1 дополнительном
классе специальный учебный предмет «Предметно-практическое обучение», на котором
формируются основы речевой деятельности. Учебный предмет «Русский язык»
применительно к уровню начального общего образования является комплексным. На
разных годах обучения он представлен следующими учебными предметами:
в 1-ом дополнительном классе - «Формирование грамматического строя речи» (6
часов);
в 1-ом классе - «Обучение грамоте» (4 часа); «Формирование грамматического строя
речи» (2 часа);
во 2 - 5 классах - «Формирование грамматического строя речи» (2 класс - 3 часа; с 3
класса - 2 часа); «Грамматика и правописание» (2 класс - 1 час; с 3 класса - 2 часа);
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
включает:
- учебный курс «Иностранный с увлечением».
Коррекционно-развивающая область включает следующие коррекционные
курсы:
- «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»,
- «Музыкально-ритмические занятия»,
- «Развитие слухового восприятия и техника речи», которые являются
обязательными.
МАОУ СОШ № 5 вправе самостоятельно определять технологии, способы
организации деятельности обучающихся в процессе освоения курсов коррекционно-
развивающей области.
Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую
учебную нагрузку, проводятся во внеурочное время.
Реализация данной области осуществляется за счет часов, отводимых на
внеурочную деятельность (количество часов на коррекционно-развивающую область
должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения) (пункт 3.4.16
Санитарно-эпидемиологических требований).
Набор учебных предметов, их соотношение по годам обучения предусматривает
оптимальную нагрузку обучающихся на каждом году обучения, обеспечивает
качественное усвоение учебных предметов.
Максимально допустимая недельная аудиторная нагрузка обучающихся при пятидневной неделе соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 и составляет:
1 класс – 21 час
2 класс – 23 часа
3 класс – 23 часа
4 класс – 23 часа
Объем максимальной допустимой образовательной нагрузки в течение дня
соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 и не превышает:
- Для обучающихся 1 классов – 4 урока (5 уроков один раз в неделю за счет урока
физкультуры);
- Для обучающихся 2 - 4 классов – 5 уроков (6 уроков один раз в неделю за счет
урока физкультуры).
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной роботоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8
учебных недель; во втором полугодии - не более 10 недель для 1 классов и не более 11
недель для 2 - 4 классов.
Продолжительность урока со 2-го класса - 40 минут, в 1-ом классе (в том числе
дополнительном) - 35 минут. Продолжительность перемен между уроками 10 минут,
после 2-го и 3-го уроков - по 20 минут.
Продолжительность группового коррекционного занятия составляет в 1 классе (в
том числе дополнительном) - 35 минут, со 2 класса - 40 минут. Продолжительность
индивидуального коррекционного занятия составляет 20 минут.
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной
нагрузки в первом классе обеспечивается организация адаптационного периода.
В 1-ом классе каждый день проводится 3 урока. Во время прогулки, динамической
паузы происходит уточнение первоначальных математических представлений,
используются упражнения по развитию слухового восприятия и словесной речи в
коммуникативной функции. Домашние задания даются с учетом индивидуальных
возможностей обучающихся.
В 1-м классе (в т.ч. дополнительном) обучение осуществляется без обязательных
домашних заданий, следовательно, без записей в классном журнале. Допустимо
предлагать первоклассникам только творческие задания познавательного характера,
выполняемые исключительно по желанию обучающихся. Цель таких заданий формирование у обучающихся внешних и внутренних стимулов к самостоятельной
домашней работе.
В 1-й четверти возможны только задания организационного характера (приготовить
и принести завтра к уроку спортивную форму, природный материал).
Во 2-й четверти - познавательные задания, для выполнения которых не требуется
специально организованного рабочего места.
С 3-й четверти допустимо завершение в домашних условиях работы, начатой в
классе (за исключением предмета «Труд (технология)»). Общее время на их выполнение
не должно превышать 15 минут.
Со второго класса задания по предметам рекомендуется предлагать по принципу
«минимакс»: часть задания по предмету обязательна для выполнения, часть - по желанию
обучающегося. Время выполнения домашнего задания не должно превышать границ,
которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам (вместе с чтением) в
3-м классе - до 1,5 часов (90 минут), с 4-го - до 2 часов (120 минут).
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, внеурочной
деятельности (в том числе коррекционно-развивающей области). Между последним
уроком и началом внеурочной деятельности рекомендуется устраивать перерыв
продолжительностью не менее 45 минут.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на
коррекционно-развивающую область в течение всего срока обучения на уровне начального
общего образования) и определяется приказом образовательной организации
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Ниже представлены таблицы недельного распределения часов по учебным предметам для обучающихся 4 класса в соответствии с вариантом № 2 учебного плана ФАОП
НОО слабослышащих обучающихся, вариант 2.2.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
АООП НОО слабослышащих обучающихся (вариант 2.2)
на 2025-2026 учебный год
Предметные области
Классы
Учебные предметы
Русский язык и
литературное чтение
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
ОРКСЭ
Искусство
Технология
Физическая культура
Обязательная часть
Русский язык
Литературное чтение
Развитие речи
Количество
часов в
неделю
3 класс
4
4
3
Математика
4
Ознакомление с окружающим миром
-
Окружающий мир
1
Основы религиозных культур и светской
этики
Изобразительное искусство
Труд (технология)
-
Физическая культура (Адаптивная
физическая культура)
Итого
Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса (при 5-дневной неделе)
Иностранный с увлечением
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область, из них:
1. Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной
речи (индивидуальные занятия)
2. Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные
занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия (индивидуальные занятия).
Другие направления внеурочной деятельности по выбору с учетом
потребностей обучающегося
1
1
3
21
2
23
3
2
5
10
На обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и
произносительной стороны речи (по 1-ому и 2-ому вариантам учебного плана) количество
часов в неделю указано из расчета на одного обучающегося.