Положение о школьной библиотеке МАОУ СОШ № 5

7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в
соответствии с требованиями охраны труда, противопожарными и санитарно-гигиеническими
требованиями.
II. Основные задачи
2.1. Основными задачами школьной библиотеки являются:
2.1.1. обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим
работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее —
пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных
носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях;
2.1.2. воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала;
2.1.3. формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации;
2.1.4. совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.

III. Основные функции
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
3.1.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
- комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
3.1.2. создает информационную продукцию:
- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог;
- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.1.3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
3.1.4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению
аттестации;
- создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации
по предметам, разделам и темам;
- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр
электронных версий педагогических изданий;

- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным
процессом;
- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
3.1.5. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
3.1.6. удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
3.1.7. консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по
воспитанию детей;
3.1.8. консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

IV. Организация деятельности библиотеки
4.1.Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал,
хранилище учебников.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования
и в пределах средств, выделяемых для выполнения муниципального задания, школа
обеспечивает библиотеку:
4.3.1. гарантированным финансированием для
комплектования библиотечноинформационных ресурсов;
4.3.2. необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со
структурой библиотеки и нормативами по охране труда при эксплуатации компьютеров
(отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей
или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
4.3.3. телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми
программными продуктами;
4.3.4. ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
4.3.5. канцелярскими принадлежностями.
4.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
библиотеки.
4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы.
4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой
(библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.

V. Управление. Штаты
5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.
5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед
обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в
соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными
требованиями, трудовым договором и уставом школы.
5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может
являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета
общеобразовательного учреждения.
5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы
на утверждение следующие документы:
5.5.1. положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

5.5.2. планово-отчетную документацию;
5.6. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым
договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской
Федерации о труде.

VI. Права и обязанности библиотеки
6.1. Работники школьной библиотеки имеют право:
6.1.1 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и
задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке;
6.1.2. проводить в установленном порядке занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
6.1.3. рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
6.1.4. изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
6.1.5. определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или
попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями
библиотеки;
6.1.6. иметь ежегодный отпуск;
6.1.7. быть представленными к различным формам поощрения;
6.1.8. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Работники библиотек обязаны:
6.2.1. обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
6.2.2. информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
6.2.3. обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
6.2.4. формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и
запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
6.2.5. в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии
экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002 г. и в целях исключения возможности
массового распространения экстремистских материалов своевременно проверять фонд
библиотеки на наличие поступлений новых данных в «Федеральный список экстремистских
материалов» и сверять данные с алфавитным и электронным каталогами школьной
библиотеки;
6.2.6. в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436- ФЗ (ред. от
14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
обеспечить защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации
6.2.7. совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
6.2.8. обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
6.2.9 обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
6.2.10. отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
6.2.11. повышать квалификацию.

VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
7.1.1. получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
7.1.2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
7.1.3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

7.1.4. получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания
и другие источники информации;
7.1.5. продлевать срок пользования документами;
7.1.6. получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические
справки на основе фонда библиотеки;
7.1.7. участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
7.1.8. обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
7.2.1. соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
7.2.2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
7.2.3. поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки,
расположения карточек в каталогах и картотеках;
7.2.4. пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
7.2.5. убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
7.2.6. Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: обучающиеся 1—4 классов);
7.2.7. Возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
7.2.8. Заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами
пользования школьной библиотекой;
7.2.9. Полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или
работы в школе.
7.3. Порядок пользования школьной библиотекой:
7.3.1. Запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу
класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей
(иных законных представителей) обучающихся — по паспорту;
7.3.2. Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
7.3.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский
формуляр;
7.3.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
7.4.1. Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух
документов одновременно;
7.4.2. Максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
7.4.3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует
спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
7.5.1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
7.5.2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре
документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
7.6.1. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится по
графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки;
7.6.2. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно;
7.6.3. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 5CDA09205D75870A867CA06BF996F47722DE9E0D
Владелец: Стебельцова Наталья Николаевна
Действителен: с 06.04.2021 до 06.07.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».