7. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с требованиями охраны труда, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями. II. Основные задачи 2.1. Основными задачами школьной библиотеки являются: 2.1.1. обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях; 2.1.2. воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала; 2.1.3. формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; 2.1.4. совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. III. Основные функции 3.1. Для реализации основных задач библиотека: 3.1.1. формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы: - комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; - пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; 3.1.2. создает информационную продукцию: - осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; - организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; - разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); - обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 3.1.3. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: - организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; - оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; 3.1.4. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; - выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; - содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации; - создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; - организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; - осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом; - способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; 3.1.5. осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: 3.1.6. удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; 3.1.7. консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; 3.1.8. консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. IV. Организация деятельности библиотеки 4.1.Школьная библиотека по своей структуре делится на абонемент, читальный зал, хранилище учебников. 4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых для выполнения муниципального задания, школа обеспечивает библиотеку: 4.3.1. гарантированным финансированием для комплектования библиотечноинформационных ресурсов; 4.3.2. необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по охране труда при эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН; 4.3.3. телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами; 4.3.4. ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; 4.3.5. канцелярскими принадлежностями. 4.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом школы. 4.6. Режим работы школьной библиотеки определяется заведующим библиотекой (библиотекарем) в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. V. Управление. Штаты 5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы. 5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы. 5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет заведующий библиотекой (библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом школы. 5.4. Заведующий библиотекой (библиотекарь) назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения. 5.5. Заведующий библиотекой (библиотекарь) разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы: 5.5.1. положение о библиотеке, правила пользования библиотекой; 5.5.2. планово-отчетную документацию; 5.6. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. VI. Права и обязанности библиотеки 6.1. Работники школьной библиотеки имеют право: 6.1.1 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе школы и положении о школьной библиотеке; 6.1.2. проводить в установленном порядке занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры; 6.1.3. рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов; 6.1.4. изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; 6.1.5. определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; 6.1.6. иметь ежегодный отпуск; 6.1.7. быть представленными к различным формам поощрения; 6.1.8. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 6.2. Работники библиотек обязаны: 6.2.1. обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; 6.2.2. информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; 6.2.3. обеспечить научную организацию фондов и каталогов; 6.2.4. формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей; 6.2.5. в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002 г. и в целях исключения возможности массового распространения экстремистских материалов своевременно проверять фонд библиотеки на наличие поступлений новых данных в «Федеральный список экстремистских материалов» и сверять данные с алфавитным и электронным каталогами школьной библиотеки; 6.2.6. в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436- ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" обеспечить защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации 6.2.7. совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; 6.2.8. обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; 6.2.9 обеспечивать режим работы школьной библиотеки; 6.2.10. отчитываться в установленном порядке перед директором школы; 6.2.11. повышать квалификацию. VII. Права и обязанности пользователей библиотеки 7.1. Пользователи библиотеки имеют право: 7.1.1. получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; 7.1.2. пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; 7.1.3. получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 7.1.4. получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации; 7.1.5. продлевать срок пользования документами; 7.1.6. получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; 7.1.7. участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; 7.1.8. обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: 7.2.1. соблюдать правила пользования школьной библиотекой; 7.2.2. бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; 7.2.3. поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; 7.2.4. пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; 7.2.5. убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; 7.2.6. Расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: обучающиеся 1—4 классов); 7.2.7. Возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки; 7.2.8. Заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой; 7.2.9. Полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе. 7.3. Порядок пользования школьной библиотекой: 7.3.1. Запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся — по паспорту; 7.3.2. Перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно; 7.3.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр; 7.3.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку. 7.4. Порядок пользования абонементом: 7.4.1. Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно; 7.4.2. Максимальные сроки пользования документами: — учебники, учебные пособия — учебный год; — научно-популярная, познавательная, художественная литература — 14 дней; — периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней; 7.4.3. Пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей. 7.5. Порядок пользования читальным залом: 7.5.1. Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются; 7.5.2. Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале; 7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке: 7.6.1. Работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором школы и в присутствии сотрудника библиотеки; 7.6.2. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно; 7.6.3. Работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 5CDA09205D75870A867CA06BF996F47722DE9E0D Владелец: Стебельцова Наталья Николаевна Действителен: с 06.04.2021 до 06.07.2022